В книге описаны подходы к объективному анализу звука как предмета музыкальной науки, основанные на исследовании фонограммы на компьютере. Рассматриваются цели и задачи такого анализа, приводится обзор отечественных и зарубежных работ этого направления. Подробно описаны методы анализа, реализованные автором в виде компьютерной программы, которая использовалась в ряде совместных работ с научными сотрудниками ведущих российских и зарубежных вузов. Эти исследования охватывают области этномузыковедения и инструментоведения, электроакустической музыки, академического вокального и инструментального исполнения, а также музыкального образования.
Книга адресована музыкантам-исследователям, интересующимся возможностями применения объективных методов анализа музыкального звучания.
Предисловие 8
Введение 11
Об исследованиях музыкального звука 11
Цели анализа «звучащего текста» 14
Научная база и возможности анализа звука для задач музыкальной науки 16
Часть I. Основы музыкальной акустики и психоакустики
Глава 1. Основные свойства звуковых колебаний 21
Простое гармоническое колебание и его параметры 22
Сложение гармонических колебаний 23
Сложение колебаний с кратными частотами 23
Сложение колебаний некратных частот: биения 27
Спектральный анализ звука 29
Анализ спектра периодических колебаний 30
Анализ спектра реальных звуков 32
Случайные колебания — шумы и их спектральные характеристики 33
Музыкальное вибрато и его спектральные характеристики 34
Структура спектра звука музыкальных инструментов 36
Амплитудно-частотная характеристика системы передачи звука 38
Резонансные системы 40
Распределенные колебательные системы и множественный резонанс 42
Резонансные частоты распределенной колебательной системы 43
Гармоники и обертоны 45
Структура спектра речи и вокального звука. Форманты 47
О механизме образования высокой певческой форманты 51
Отклонения обертонов вокального звука от их «теоретического» положения 54
Цифровое представление звуковых колебаний 58
Глава 2. Психофизические характеристики музыкального звука 61
Слуховое восприятие и физические характеристики звука 61
Тембр и спектр 61
Громкость и интенсивность 62
Высота звука и частота основного тона. Музыкальный строй 63
Длительность 68
Разрешающая способность слухового восприятия человека 69
Характерные величины разрешающей способности 69
Время распознавания характеристик звука на слух 70
Часть II. Теоретические подходы и компьютерная реализация объективного анализа музыкального звука
Глава 3. Методы объективного анализа музыкального звука 75
Общая схема анализа характеристик звука 75
Исследование спектра звука 78
Компьютерный анализ спектра музыкального звука 79
Анализ динамического спектра фонограммы 82
Графическое представление динамического спектра: сонограмма 90
Вычисление усредненного по времени спектра 95
Пример: измерение «полетности» певческого голоса 97
Микроструктура спектра и типологизация звуков 99
Исследование звуковысотного рисунка фонограммы 104
Графическое представление звуковысотного рисунка: мелограмма 105
Методы измерения высоты звука 111
Определение высоты звука по форме колебаний (осциллограмме) 115
Фотографический метод 115
Определение периода колебаний по разностной функции 118
Автокорреляционное измерение периода колебаний 124
Определение звуковысотного рисунка по спектру (сонограмме) 129
Измерение частоты основного тона по системе обертонов 129
Измерение высоты звука методом кепстра 134
Проблема «больших» ошибок 143
Сопоставление методов по точности и быстродействию 146
Измерение параметров звуковысотного рисунка и его элементов 148
Параметры тона 149
Параметры глиссандо 150
Параметры вибрато 151
О возможности автоматической нотации 151
Статистическое исследование звуковысотного рисунка 155
Методы экспериментального выявления звукоряда 158
Анализ параметров звукоряда спектральным методом 158
Анализ параметров звукоряда методом порогового отбора 161
Статистическое исследование параметров вибрато 167
Статистическое исследование параметров глиссандирования 168
Исследование характера звуковысотного рисунка методом фазового портрета 170
Глава 4. Компьютерный анализ музыкального звука: история и современное состояние 174
История: «подготовительный этап» (1960–2000) 174
Научное сообщество ISMIR (2000–2012) 176
Анализ нотированной музыки «европейского образца» 177
Анализ традиционной музыки 194
Компьютерный анализ турецкой национальной классической музыки (2012) 203
Компьютерный анализ музыкальной интерпретации: Берлин, 2010 211
Вместо заключения: этапы, цели и направления исследований 215
Глава 5. Программа компьютерного анализа звука для целей музыковедения — SPAX 219
Состав и возможности программы 219
Расчет динамического спектра (сонограммы) и звуковысотного рисунка (мелограммы) 221
Просмотр сонограмм и мелограмм 223
Запоминание изображений 226
Измерение спектральных характеристик музыкального звука 227
Измерение положения отдельных составляющих 227
Оценка распределения спектральной энергии по частоте 229
Анализ мелограммы 230
Измерение характеристик элементов звуковысотного рисунка 231
Статистические измерения параметров мелограммы 233
Оценка звукоряда по распределению высоты звука 234
Статистическое исследование крутизны глиссандо 237
Заключение 238
Часть III. Использование компьютерного анализа звука в музыковедении и музыкальном образовании
Глава 6. Качественное сопоставление характеристик речевого, вокального и инструментального звука 241
Речевой звук 241
Речитатив 245
Вокальный звук 246
Инструментальный звук 247
Глава 7. Исследование звука традиционных музыкальных инструментов 252
Калмыцкие традиционные инструменты 252
«Восточный звук» корейского гобоя пхири 256
Исследование звукорядов казахских национальных инструментов 259
Изучение традиционного строя казахской домбры 259
Исследование звукорядов казахского кыл-кобыза 269
Исследование тенденций исполнительства классической музыки Закавказья и Центральной Азии 275
Глава 8. Анализ характеристик пения в традиционных культурах 284
Анализ звуковысотного рисунка народного пения 284
Опыт объективного анализа звукорядов традиционного пения 292
Определение высот ступеней по «достаточному» времени звучания 293
Русское народное пение: звукоряд с 17–18 ступенями в октаве 293
Звукоряд в чтении суры Бакара: определение системообразующего шага 295
Пение с неравномерным звукорядом 298
Оценка параметров звукоряда спектральным методом 303
Экспериментальный анализ звукоряда: некоторые выводы 305
Анализ характеристик крутизны глиссандо 307
Анализ вибрато в народном пении 315
Характеристики вибрато в камбоджийской музыке 315
Вибрато как прием имитации 316
Анализ музыкально-акустических свойств тувинского горлового пения 317
Модель восприятия двухголосного звучания тувинского горлового пения 319
Модель звукообразования в хоомее 319
«Многослойная структура» звука хоомея 330
Глава 9. Анализ «академического» вокального звука 334
Анализ звука хора при исполнении пьес разных жанров 334
Характеристики звуковысотного вибрато в академическом пении 336
Техника компьютерного анализа 337
Статистическое исследование вибрато разных исполнителей 338
Изменение параметров вибрато во времени 342
Глава 10. Исследование особенностей фортепианного интонирования представителей музыкальной культуры стран дальневосточного региона 347
Об особенностях языков исполнителей 348
Исследуемые параметры и их измерение 349
Анализ характеристик исполнения 350
Некоторые итоги сравнительного анализа 361
Глава 11. Анализ вариаций тембра в электронной музыке 363
Состав звуковой дорожки фильма «Солярис» 364
Эпизод «Шоссе»: разнообразие приемов и техник 365
«Лейттон» звуковой дорожки «Соляриса» 370
Анализ крупных деталей композиции 372
Синтезатор АНС и структура звука в «Солярисе» 373
О восстановлении исходной партитуры для АНСа 377
Глава 12. Анализ характеристик звука в процессе обучения 379
Анализ звука голоса обучаемого по контрольной фонограмме 379
Оперативный контроль точности интонирования 383
О дальнейших направлениях использования компьютера в музыкальном образовании 386
Заключение 388
Приложение. Некоторые дополнительные сведения из математики и физики 397
Экспоненциальная и логарифмическая функции. Измерение интенсивности звука в децибелах 397
Экспоненциальная функция и ее свойства 397
Логарифмическая функция и ее свойства 398
Интенсивность звука и ее измерение в децибелах 399
Преобразование Фурье (анализ спектра) 400
«Скользящее» преобразование Фурье 403
Системы передачи звука и их свойства 406
Амплитудно-частотная характеристика системы передачи 406
АЧХ колебательных систем 407
Некоторые понятия теории вероятностей. Случайные события, величины и процессы 408
Определение вероятности 409
Простые и сложные события и расчет их вероятности 410
Случайные величины и их характеристики 410
Среднее значение случайной величины 411
Мера разброса случайной величины — дисперсия 411
Распределение вероятностей случайной величины 412
Равномерное распределение вероятностей 413
Нормальное распределение вероятностей 414
Медиана и мода случайной величины 416
Случайные процессы 416
Корреляционная функция 417
Спектральная плотность случайного процесса 419
Цепь Маркова и модель Маркова 420
Методы анализа данных 421
Метод наименьших квадратов 421
Кластеры и кластерный анализ 424
Принципы цифровой записи звука 426
Непрерывный и цифровой способ фиксации звука 426
Цифровая запись звука и ее параметры 427
Дискретизация по времени 427
Дискретизация по уровню 428
Воспроизведение «цифрового» звука 429
Теорема Котельникова для спектров 430
Литература 431
В предлагаемой книге излагаются современные подходы к анализу звука для целей музыковедения и музыкального образования, в том числе разработанные автором (радиоинженером по специальности) за 20 лет его работы в Московской консерватории. Описываемые методы реализованы им в виде компьютерных программ — сначала это был пакет программ для исследования музыкального звучания (для операционной системы ДОС), а затем — с 2000 года — единая программа SPAX для ОС Windows, выполняющая ныне гораздо более широкий круг операций, чем первоначальный вариант программного обеспечения.
В первой части книги в главах 1 и 2 кратко рассматриваются основные понятия музыкальной акустики и психоакустики, без которых понимание последующей теории компьютерного анализа звука вряд ли возможно. Этот экскурс помещен в книге в связи с тем, что предполагаемыми читателями будут музыканты-исследователи, не имеющие в большинстве случаев физико-математического образования. Некоторые более подробные разъяснения по теоретическим основам рассматриваемых методов вынесены в Приложение.
Вторая часть книги посвящена изложению методов объективного анализа музыкального звука в целях музыковедения. В главе 3 рассмотрены возможности анализа музыкального звука на основе записанной фонограммы. Описаны подходы к анализу спектральных характеристик звука, динамически изменяющихся в процессе исполнения, а также звуковысотного рисунка и его элементов. Проводится детальное рассмотрение и сравнительный анализ точности и быстродействия трех распространенных методов определения высоты звука, используемых в работах по компьютерному анализу.
В главе 4 приводится обзор истории и современного состояния работ по компьютерному анализу музыкального звука, в частности по опубликованным в Интернет докладам Международного общества по извлечению музыкальной информации (ISMIR) 2000–2012 годов. Большая часть работ этого направления ориентирована на вычисление высоты звука и восстановление на этой основе исходного нотного текста. Некоторые из исследований в рамках ISMIR посвящены анализу фонограмм традиционных музыкальных культур, то есть близко подходят по своей тематике к направленности данной книги; эти работы рассмотрены более подробно. Подобные изучения проводятся и вне сообщества ISMIR — в частности, турецкими исследователями, которые занимаются анализом традиционной классической музыки Ближнего Востока (публикации 2008–2012 годов). Некоторые из разрабатываемых ими методов оказываются весьма близки к подходам, предложенным автором данной книги в конце 1990-х.
Там же, в главе 4, приведен краткий обзор докладов симпозиума по компьютерному анализу интерпретации, состоявшегося в Берлине в 2010 году. Это направление исследований стало возможным более 100 лет назад — с момента появления аппаратов записи фонограмм, и в настоящее время оно довольно широко представлено в Европе. В России начало ему положил Н. Бажанов в своей работе 1995 года. Некоторые результаты исследований интерпретации подробнее рассмотрены в главе 10.
В главе 5 приведено описание программы автора SPAX, выполняющей разнообразный анализ музыкального звука, в том числе высокоточный анализ звуковысотного рисунка (с погрешностью не более 4..5 центов). Это описание не является полным, поскольку содержит только те разделы анализа, которые непосредственно использовались в примерах практического применения программы, приведенных в книге.
Третья часть содержит семь глав, в которых описаны некоторые характерные результаты применения компьютерных методов анализа звука в работе музыковедов и музыкальных педагогов, полученные автором совместно с ними в период 1995–2014 годов. Почти все приведенные в книге результаты ранее публиковались в составе диссертаций, в сборниках трудов музыковедческих и искусствоведческих конференций в России и за рубежом, а также в журналах музыковедческого направления («Музыка и время», «Музыкальная академия», «Музыковедение» и др.). В списке литературы даны соответствующие ссылки.
Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность музыкантам, совместно с которыми он проводил исследовательские работы, и в первую очередь — соавторам по публикациям, сотрудничество с которыми носило долговременный и наиболее продуктивный характер. Список этих исследователей (в алфавитном порядке) включает в себя следующие имена: С. А. Айзенштадт (Владивосток), Н. Т. Гатауллина (Москва), Е. К. Карелина (Кызыл), М. И. Катунян (Москва), С. Б. Лупинос (Владивосток), Д. В. Смирнов (Москва), С. В. Снигирева (Москва), Г. П. Стулова (Москва), С. И. Утегалиева (Алматы), В. Н. Юнусова (Москва). Автор благодарен также многим сотрудникам Московской консерватории имени П. И. Чайковского и особенно сотрудникам Вычислительного центра (ныне — кафедры и научно-исследовательского центра музыкально-информационных технологий), которые оказывали ему помощь в исследованиях.
Автор надеется, что представленная работа окажется полезной широкому кругу музыковедов и музыкальных педагогов, интересующихся возможностями применения объективных методов анализа музыкального звучания, и будет способствовать внедрению этих методов в повседневную практику работы музыкантов-исследователей.