Редакторы-составители: профессор Н. П. Королёва, Н. Г. Шантырь
Хоровой дирижер Александр Борисович Хазанов (1906–1984), профессор Московской консерватории, свыше 40 лет проработавший хормейстером Большого театра СССР, раскрывает в своем труде производственную специфику и творческую составляющую профессии.
Книга будет интересна студентам хоровых отделений консерваторий и музыкальных вузов, а также всем интересующимся оперным театром.
От редактора-составителя 5
Слово об авторе
Н. А. Миракьян 6
А. П. Кулыгин 6
Т. В. Иванова 8
Ю. А. Евграфов 9
Н. Г. Шантырь 15
А. Б. Хазанов. Заметки оперного хормейстера
Введение 25
Прослушивание и отбор артистов в оперный хор 30
Из чего состоит работа хормейстера в оперном театре 34
Этапы подготовки хором нового оперного спектакля 37
Участие хора и хормейстера в оперном спектакле 46
Проведение хоровой репетиции 68
Искусство владения звуком 69
Дыхание 76
Мимика 78
Интонация и строй 81
Интервалы 82
Хроматические гаммы 87
Интервалы (продолжение) 89
Дикция 98
Метроритм. Темп 104
Работа над несколькими элементами хорового звучания 116
Несколько слов о разновидностях звуковедения 122
Ансамбль 123
Нюансировка 125
Дирижер, режиссер, художник, хормейстер. Дирижеры Большого театра 131
Николай Семенович Голованов 132
Самуил Абрамович Самосуд 133
Арий Моисеевич Пазовский 134
Лев Петрович Штейнберг 136
Александр Шамильевич Мелик-Пашаев 136
Юрий Федорович Файер 137
Василий Васильевич Небольсин 138
Борис Эммануилович Хайкин 139
Хормейстер и режиссер 140
Заключение 143
Приложение
А. Б. Хазанов. Деятель хорового искусства (к 100-летию со дня рождения У. И. Авранека) 144
В 2014 году исполнилось тридцать лет со дня кончины выдающегося русского дирижера, композитора, общественного деятеля, профессора Московской консерватории, народного артиста РСФСР Александра Борисовича Хазанова (1906–1984). Более сорока лет он отдал Большому театру (1937–1978), в котором работал хормейстером. При его непосредственном участии осуществлялись замечательные постановки шедевров русской и зарубежной оперной классики. Одновременно (с 1936 года) А. Б. Хазанов преподавал специальные дисциплины на кафедре хорового дирижирования Московской консерватории. Результатом соединения этих двух сфер стала разработка Хазановым новой учебной дисциплины — «Хормейстерский класс». Впоследствии она получила наименование «Хормейстерская практика в музыкальном театре» и курировалась им в течение многих лет. Возможно, это и подтолкнуло Хазанова к созданию очень детального, методически и практически выверенного труда. В конце 1970-х годов была написана книга «Заметки оперного хормейстера», в которой он постарался обобщить огромный накопленный опыт и помочь молодым дирижерам в освоении профессии оперного хормейстера. К сожалению, в течение долгого времени рукопись не была издана.
Публикация книги Хазанова — свидетельство признания высочайшего уровня музыканта, хормейстера, педагога, человека, отдавшего хоровому искусству всю свою жизнь.
Выражаю огромную благодарность дочери А. Б. Хазанова — Н. А. Миракьян за предоставленную рукопись, Музею Большого театра за иллюстративный материал, а также кафедре современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории за помощь в подготовке книги к изданию.
Н. П. Королёва, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории