Заметки оперного хормейстера


  • Автор: А. Б. Хазанов
  • Рецензент: Ю. А. Евграфов, заслуженный деятель искусств России, профессор; Г. В. Григорьева, доктор искусствоведения, профессор; В. Ф. Жданов, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2015
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 148
  • ISBN: 978-5-89598-309-6 (в обл.)

Редакторы-составители: профессор Н. П. Королёва, Н. Г. Шантырь

Хоровой дирижер Александр Борисович Хазанов (1906–1984), профессор Московской консерватории, свыше 40 лет проработавший хормейстером Большого театра СССР, раскрывает в своем труде производственную специфику и творческую составляющую профессии.

Книга будет интересна студентам хоровых отделений консерваторий и музыкальных вузов, а также всем интересующимся оперным театром.

От редактора-составителя 5

Слово об авторе

Н. А. Миракьян 6

А. П. Кулыгин 6

Т. В. Иванова 8

Ю. А. Евграфов 9

Н. Г. Шантырь 15

А. Б. Хазанов. Заметки оперного хормейстера

Введение 25

Прослушивание и отбор артистов в оперный хор 30

Из чего состоит работа хормейстера в оперном театре 34

Этапы подготовки хором нового оперного спектакля 37

Участие хора и хормейстера в оперном спектакле 46

Проведение хоровой репетиции 68

Искусство владения звуком 69

Дыхание 76

Мимика 78

Интонация и строй 81

Интервалы 82

Хроматические гаммы 87

Интервалы (продолжение) 89

Дикция 98

Метроритм. Темп 104

Работа над несколькими элементами хорового звучания 116

Несколько слов о разновидностях звуковедения 122

Ансамбль 123

Нюансировка 125

Дирижер, режиссер, художник, хормейстер. Дирижеры Большого театра 131

Николай Семенович Голованов 132

Самуил Абрамович Самосуд 133

Арий Моисеевич Пазовский 134

Лев Петрович Штейнберг 136

Александр Шамильевич Мелик-Пашаев 136

Юрий Федорович Файер 137

Василий Васильевич Небольсин 138

Борис Эммануилович Хайкин 139

Хормейстер и режиссер 140

Заключение 143

Приложение

А. Б. Хазанов. Деятель хорового искусства (к 100-летию со дня рождения У. И. Авранека) 144

В 2014 году исполнилось тридцать лет со дня кончины выдающегося русского дирижера, композитора, общественного деятеля, профессора Московской консерватории, народного артиста РСФСР Александра Борисовича Хазанова (1906–1984). Более сорока лет он отдал Большому театру (1937–1978), в котором работал хормейстером. При его непосредственном участии осуществлялись замечательные постановки шедевров русской и зарубежной оперной классики. Одновременно (с 1936 года) А. Б. Хазанов преподавал специальные дисциплины на кафедре хорового дирижирования Московской консерватории. Результатом соединения этих двух сфер стала разработка Хазановым новой учебной дисциплины — «Хормейстерский класс». Впоследствии она получила наименование «Хормейстерская практика в музыкальном театре» и курировалась им в течение многих лет. Возможно, это и подтолкнуло Хазанова к созданию очень детального, методически и практически выверенного труда. В конце 1970-х годов была написана книга «Заметки оперного хормейстера», в которой он постарался обобщить огромный накопленный опыт и помочь молодым дирижерам в освоении профессии оперного хормейстера. К сожалению, в течение долгого времени рукопись не была издана.

Публикация книги Хазанова — свидетельство признания высочайшего уровня музыканта, хормейстера, педагога, человека, отдавшего хоровому искусству всю свою жизнь.

Выражаю огромную благодарность дочери А. Б. Хазанова — Н. А. Миракьян за предоставленную рукопись, Музею Большого театра за иллюстративный материал, а также кафедре современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории за помощь в подготовке книги к изданию.

Н. П. Королёва, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории

Автор(ы)


Нина Королёва

Заслуженная артистка РФ

Ссылки