Наряды и обряды Южной России


  • Автор: В. Н. Никитина
  • Рецензент: М. А. Некрасова, доктор искусствоведения, профессор, действительный член РАХ, заслуженный деятель искусств РФ; Т. Я. Шпикалова, доктор педагогических наук, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2014
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 296
  • ISBN: ISBN 978-5-89598-267-9 (в пер.)

Книга знакомит с жизнью южнорусских селений на пограничье Белгородской, Курской и Воронежской областей, где сохранились богатые традиции семейного и общинного быта, обряды, фольклор. Описания традиционной крестьянской одежды, ритуалов и повседневных занятий этнографически точно воссоздают жизнь южнорусского села. В книге впервые широко представлены произведения малоизвестных сельских художников, фотографии и документальные материалы, охватывающие период конца XIX – XX столетия.

Издание подготовлено на основе музыкально-этнографических экспедиций Московской консерватории, которые способствовали формированию нового взгляда на традиционную культуру в целом и соотношение разных ее пластов, а также творческую практику сельских мастеров. Книга адресована широкому кругу читателей, специалистам, педагогам, творческим коллективам и всем, кто интересуется духовной культурой России.

От автора 5

Из истории края 13

Традиционная одежда южной окраины России

Рубахи 23

Сарафаны 59

Понёвы 71

Головные уборы 81

Украшения 111

Пояса 115

Обувь 119

С осени до весны 125

Игровые и обрядовые куклы 141

О крестьянском труде 153

Свадебный обряд 192

Примечания 218

Приложения

1. Как шить народную одежду 222

2. Нотные примеры 254

3. Фильмография 274

4. Дискография 275

5. Библиография 277

Над книгой работали 280

Слова благодарности 282

Summary 283

Illustration list 287

Contents 295

Южная Россия богата не только солнцем и плодородной землей, но и мощной, завораживающей культурой. Для жителей она и сегодня — не воспоминание, а часть судьбы. Многие села Курской, Воронежской, Белгородской областей прославлены мастерством песенников и рукодельниц. Мы обратились к этому региону, чтобы рассказать о ценностях крестьянского труда и творчества: о ткачестве, вышивке и кружеве, их связи с древними представлениями о судьбе и человеке, его рождении, зрелости, кончине. В череде эпох и поколений, в сплетении прошлого и настоящего рождается своеобразная картина мира и полноты народной жизни.

Наряды — обряды — рядиться — ряженые: родство этих понятий очевидно. «Все, что мы надеваем, по-нашему называется русский наряд. Такое название ему дали издавна», — говорят сельские мастера. Нарядом, срядой называют на юге России одежду. Это понятие близко понятию обряд, включающему действо, слово, музыку и ритуалы, связанные с предметами одежды. Ее исконно национальные формы сохранились лишь в русских деревнях. С XVIII века, как известно, Петром I проводилась реформа русской жизни, коснувшаяся также одежды: предписывалось всем чинам, кроме духовенства и крестьянства, носить костюм западноевропейского образца. С тех пор в городской лексике прижилось иностранное слово костюм (фр. costume).

В прошлом жизнь человека зависела от природы, и обряды сопутствовали смене времен года. Поклонение солнцу, почитание земли, воды, растений, вера в магическую силу слов, звуков, орнаментов… Языческие корни культуры сохранились в домашней и общинной жизни местного населения при всей его приверженности к православию. В южнорусской свадьбе они представлены во всем разнообразии. Наряды и обряды как отражения связей между людьми и природой, семьей и общиной — основная мысль, раскрываемая автором в этой книге.

В экспедициях по Южной России записывались песни, в текстах которых говорится о характерных, порой забытых особенностях народного убранства. Благодаря певцам мы имеем представление об обрядовом великолепии русской свадьбы. Этнографическую точность используемого материала подтверждают иллюстрации обрядовых ситуаций, предметов одежды и образцов ее отделки. Фотосъемка проводилась в естественных условиях — на природе, в крестьянских домах. Этот видеоряд дополнен работами малоизвестных художников-самоучек, уроженцев Белгородской области Леонида Барбарина и Михаила Крамского. Их картины, впервые представленные столь широко, раскрывают самобытные черты культуры старого времени. Но, пожалуй, главное в книге — «присутствие» народных мастеров: она говорит не только голосом автора, но и самих хранителей культуры, — голосом, который обычно не слышен со страниц исследований, посвященных фольклору. В живом слове мастеров ощутима и боль невосполнимых утрат, и неизбывность русского духа, и чувство достоинства собственной жизни.

Уходит в прошлое дореволюционное поколение россиян, хранителей «древа» национального наследия. Проникшие в сельскую жизнь стандарты современного городского быта, одежды, связей между людьми вытеснили прежние отношения, наполненные сокровенной теплотой и человечностью. Встреча с красотой и своеобразием традиционной культуры позволит читателю еще раз прикоснуться к ее живительным истокам.