Азбука полифонии : Учебное пособие с веселыми картинками и весьма «строгими» нотными примерами
Предлагаемая книга профессора Московской консерватории Н. А. Симаковой представляет собой нетрадиционно выполненное учебное пособие по полифонии. Во Введении и пяти разделах (А, Б, В, Г, Д) в увлекательной, доступной форме последовательно изложены все основные понятия и правила полифонического письма: различие между полифонией и контрапунктом, история, теория, техника, жанры полифонической музыки, даны также методические рекомендации. Нестандартность подачи материала (в сочетании с «веселыми картинками» и «весьма строгими нотными примерами»), несомненно, привлечет внимание широкого читателя.
Книга адресована студентам музыкальных учебных заведений и может быть доступна любителям музыки.
Предисловие 3
От автора 6
Список сокращений 8
Введение
Полифония и контрапункт 9
А. Музыкальные стили
От органума — к стилистике XXI века 19
Б. Теория полифонии
Одноголосие 59
Двухголосие 60
1. Простой контрапункт 60
2. Имитационные формы в условиях простого контрапункта: простая имитация, каноническая имитация (конечный канон) 63
3. Сложный контрапункт и его виды: подвижной, обратимый и другие 70
Подвижной контрапункт 75
Вертикально-подвижной контрапункт 76
Горизонтально-подвижной контрапункт 78
Вдвойне-подвижной контрапункт 79
Обратимый контрапункт 80
Вертикально-обратимый контрапункт 80
Горизонтально-обратимый контрапункт 83
Вдвойне-обратимый контрапункт 85
Другие виды сложного контрапункта 86
4. Имитационные формы в условиях сложного контрапункта: бесконечный канон, каноническая секвенция 88
Бесконечный канон 88
Каноническая секвенция 89
Трех-, четырех-, пятиголосие 90
5. Простой и сложный контрапункт 92
Вертикально-подвижной контрапункт 93
Горизонтально-подвижной контрапункт и вдвойне подвижной контрапункт 95
Обратимый контрапункт 96
6. Имитационные формы в условиях простого и сложного контрапункта 98
Простая имитация 100
Имитации на cantus firmus 101
Каноническая имитация (конечный канон) 102
Бесконечный канон и каноническая секвенция 103
Двойной, тройной каноны 104
В. Техника письма
Одноголосие 106
Двухголосие 108
1. Простой контрапункт 108
2. Имитационные формы в условиях простого контрапункта 110
Простая имитация 110
Каноническая имитация (конечный канон) 111
Другие разновидности канона: канон в инверсии, ракоходный, в увеличении, в уменьшении 113
3. Сложный контрапункт и его виды 115
Вертикально-подвижной контрапункт 116
Горизонтально-подвижной контрапункт 122
Вдвойне-подвижной контрапункт 125
Обратимый контрапункт 126
Вертикально-обратимый контрапункт 127
Горизонтально-обратимый контрапункт 129
Вдвойне-обратимый контрапункт 132
4. Имитационные формы в условиях сложного контрапункта: бесконечный канон, каноническая секвенция 133
Техника выполнения бесконечного канона I разряда 134
Техника выполнения бесконечного канона II разряда 136
Трех-, четырех-, пятиголосие 143
5. Простой и сложный контрапункт 143
Вертикально-подвижной контрапункт 144
Горизонтально-подвижной контрапункт 149
Вдвойне-подвижной контрапункт 151
Обратимый контрапункт 151
Контрапункт, допускающий удвоение голосов (рассчитанный на дублировки) 154
Контрапункт, допускающий метроритмические изменения 160
Комбинированный контрапункт 162
6. Имитационные формы в условиях простого и сложного контрапункта 165
Простая имитация 165
Конечный канон 168
Бесконечный канон 176
Каноническая секвенция 178
Двойной канон 179
7. Техники письма 179
а) техника письма на cantus firmus 179
б) сквозное имитационное письмо 184
в) техника канонического письма 191
г) дискретное остинато 196
д) техника колорирования 203
Г. Жанры и формы полифонической музыки
1. Органум 207
2. Клаузула 209
3. Гимель 209
4. Дискант 210
5. Фобурдон 211
6. Кондукт 212
7. Рондель 212
8. Качча. Шас 213
9. Мотет 214
10. Шансон 223
11. Немецкая песня и кводлибет 228
12. Мадригал 233
13. Месса хоровая, органная; реквием 238
Хоровая месса 238
Органная месса 249
Реквием 251
14. Магнификат 253
15. Ричеркар 254
16. Канцона 258
17. Инвенция 259
18. Остинато (первого и второго рода) 260
19. Пассакалья и чакона 262
20. Кант 264
21. Хоровой концерт 264
22. Прелюдия; хоральная прелюдия 265
23. Фуга, фугетта, фугато 266
Основные этапы развития фуги 268
Фугетта 273
Фугато 274
24. Большая полифоническая форма 274
Д. Методические рекомендации
Анализ произведений 276
Импровизация 301
Письменные упражнения 303
Нотное приложение 307
Терминологический словарь 347
Предлагаемая работа задумывалась как краткое учебное пособие, читатели которого могли бы получить, с одной стороны, определенные знания в области теории и истории полифонии, а с другой стороны, — навыки грамотного анализа и сочинения полифонической музыки.
Книга предназначена как любителям музыки, так и молодым музыкантам, ранее не изучавшим полифонию в процессе обучения в музыкальном училище (пианистам, дирижерам-хоровикам), а также и в консерватории (духовикам, струнникам, вокалистам, ударникам). Кроме того, в силу своего краткого, весьма конспективного изложения, это пособие, возможно, будет полезно и музыкантам других специальностей.
В отдельных разделах книги автор счел возможным частично использовать материал своих ранее опубликованных работ — «Вокальные жанры эпохи Возрождения» и «Контрапункт строгого стиля и фуга», подавая его в максимально упрощенном виде.
Пособие открывается Введением, в котором разъясняются понятия «полифония» и «контрапункт». Весь остальной материал «Азбуки» сгруппирован в пять разделов: А, Б, В, Г, Д.
В первом (А) даются сведения об истории полифонии, истории полифонических стилей.
Во втором (Б) рассматриваются вопросы, касающиеся теории полифонии.
В третьем (В) осуществляется знакомство с техникой полифонического письма.
В четвертом (Г) предлагаются краткие сведения об основных полифонических жанрах.
В пятом (Д), имеющем методический характер, содержатся рекомендации, касающиеся анализа, импровизации и сочинения полифонических композиций.
Роль традиционного Заключения в «Азбуке» выполняет краткое Нотное приложение, где представлены фрагменты проанализированных (в разделе Д) композиций, принадлежащих разным периодам истории развития полифонического искусства. Они позволяют закрепить полученные навыки анализа и контрапунктического письма.
В тексте «Азбуки» довольно часто вводятся помещенные в скобках отсылки к последующим или к предыдущим страницам книги, содержащим дополнительные сведения о рассматриваемом явлении (технике письма, том или ином полифоническом приеме и т. д.).
Книга снабжена кратким Терминологическим словарем, в котором перечисляются основные полифонические термины и дается их краткое разъяснение.