Научный вестник Московской консерватории №2 2013


  • Издательство: Московская консерватория, 2013
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 207
  • ISBN: 2079-9438

Наталия Савкина. «Каждая счастливая семья…»
Статья по-новому освещает жизнь С. С. Прокофьева в зарубежный период, открывая почти неизвестный прежде пласт прокофьевского «подполья». Судьбы близких родственников композитора — членов семьи Раевских — воссозданы на основе уникальных архивных материалов. Из этих материалов ясно, что композитор был очень хорошо осведомлен о репрессивном аппарате и жестокой политической цензуре, действовавших в стране, в которую он вернулся.
Родные композитора отчаянно бедствовали, были так или иначе репрессированы. Постоянная забота Прокофьева о близких людях, его неустанные усилия по освобождению из тюрьмы кузена, А. А. Раевского, по-новому высвечивают особенности личности композитора, расставляют неожиданные акценты в картине взаимосвязей вольного художника и тоталитарного режима.
Ключевые слова: Прокофьев: личность, Раевские, тоталитаризм, репрессии, Сталин

Юлия Векслер. Йозеф Маттиас Хауэр: «атональный минималист»
Статья посвящена австрийскому композитору Й. М. Хауэру, автору оригинального двенадцатитонового метода. Теория его достаточно подробно описана в русскоязычной литературе, в то время как музыка практически неизвестна и нередко оценивается как примитивная и дилетантская. Автор предпринимает попытку взглянуть на музыку Хауэра сквозь призму опыта ХХ века в целом, отмечая вызревающие в ней категории позднейшего минимализма. Подобно Джону Кейджу, который под влиянием философии дзен пытался устранить диктат композиторского Я, разрушить границу между искусством и неискусством, Хауэр постепенно отказывается от традиционного для европейской музыки опусного мышления, понимая музыку как средство духовного самовозвышения и медитации, требующей отказа от собственного Я. Процесс объективизации и одухотворения искусства звуков отражен в его трактовке атональности, во многом отличной от шёнберговской. Таким образом, в творчестве Хауэра сближаются противоположности, репрезентирующие авангард и поставангард, Запад и Восток , ratio и intuitio.
Ключевые слова: австрийская музыка ХХ века, двенадцатитоновая техника, тропы, венский модерн, минимализм, репетитивность, атональность, авангард, синестезия

Елена Лагутина. «Дух музыкальной техники» (1895) — первая публикация научной теории Х. Шенкера
Структура и содержание самой ранней из печатных публикаций Х. Шенкера-теоретика — статьи «Дух музыкальной техники» (1895) — является своего рода проспектом будущей шенкеровской трилогии («Учение о гармонии», 1906; «Контрапункт», 1910, «Свободное письмо», 1935). В названной статье, представляющей собой развернутый вариант доклада , прочитанного ее автором в Философском обществе Венского университета, уже в полной мере проявляется свойственный Шенкеру интерес к философско-эстетической проблематике музыкального искусства (не случайно в связи с данной статьей в эпистоляри и Шенкера возникают имена Э. Маха и Э. Ганслика). Другая столь же значительная черта теоретического мышления Шенкера — стремление к глубинной психологической мотивировке чисто структурных закономерностей музыкального языка («техники»). С этих точек зрения рассматриваются следующие проблемы: происхождение музыкального искусства, граница в музыке между природными «искусственным» — тем, что привнесено человеком. В свете этой послед ней оппозиции история музыки видится автору как процесс постепенного проявления в музыке ее сущности, в ходе которого стихийная сила собственно музыкального («дух») находит адекватные способы («технику») самоутверждения в условиях неизбежного компромисса между природным и искусственным. Специальные темы, затронутые в статье Шенкера: историческая роль слова и роль принципа повторения в формировании артикулирующих приемов музыкального языка. Гармония и контрапункт рассматриваются так же как логически необходимые моменты в становлении и утверждении собственно музыкального в музыке в исторически обусловленных формах.
Ключевые слова: Шенкер, Вена, эстетика, психология, слово и музыка, музыкальный язык

Ольга Манулкина. Джон Кейдж и история американской музыки
В статье представлен критический анализ ряда текстов Джона Кейджа, в частности высказываний о Кауэлле, Айвзе и Шёнберге. Рассматриваются способы конструирования Кейджем автобиографии: умолчание (в случае Кауэлла), гиперболизация (в случае Шёнберга). Выдвигаются предположения о причинах подобного конструирования. Подчеркивается необходимость критического пересмотра классических текстов Кейджа для изучения его биографии и творчества, а также истории американской музыки. Привлекаются результаты исследований М. Хикса, Л. Миллер, Д. Паттерсона. Впервые на русском языке цитируются диалоги Кейджа с Даниэлем Шарлем, а также переписка Кейджа с Паулиной Шиндлер и Адольфом Вайсом.
Ключевые слова: Кейдж, Айвз, Кауэлл, Шёнберг, «Тишина», критический анализ, история американской музыки, экспериментальная музыка

Григорий Рымко. На грани вербального и музыкального: словесный текст и новые техники композиции
Синтез музыки и слова в европейском искусстве ХХ века породил множество самых разнообразных результатов. Соотношение словесного и музыкального компонентов может быть различным, причем в очень широком диапазоне. Крайние случаи — словесный текст с минимальным проявлением музыкального начала и музыкальная композиция с отдельными включениями слов или их фрагментов (один из новых подходов к работе с текстом). Между этими полюсами находится множество промежуточных градаций, в том числе текстомузыкальные формы, где обращение с текстом вполне традиционно. В настоящей статье анализируются несколько образцов (среди них — две композиции в серийной технике), занимающих различные позиции на этой шкале.
Ключевые слова: синтез музыки и слова, текстомузыкальные формы, новые подходы к работе с текстом, словесно музыкальные композиции в серийной технике

Дмитрий Голдобин. Об особенностях полифонической фактуры в немецких органных интабуляциях XVI–XVII веков
Немецкая органная табулатура — как «старая» (XV — середина XVI в., сверх ним голосом, выписанным нотами, и остальными голосами-буквами), та к и «новая» (появившаяся в середине XVI века, с буквенной нотацией для всех голосов), по природе своей обладает хорошими возможностями точной, «полинейной» передачи горизонтально ориентированной полифонической фактуры — собственно, такими же, как и классическая партитура . Это ее свойство должно было оказаться особенно ценным при переложении для клавишных инструментов (интабулировании) вокальных пол ифони ческ и х произведений. Однако в источниках XVI–XVII в. мы часто видим сосуществование «партитурного» принципа (ясной передачи голосоведения) с собственно «табулатурным» (учитывающим прежде всего инструментальную специфику). Методы интабулирования вокальной полифонии и обращения с табулатурой как формой нотации существенно меняются на протяжении XVI–XVII в. Если в источниках начала XVI в. каждая строчка табулатуры, как правило, отражает тот или иной голос полифонического ансамбля точно и в целостности («партитурный» принцип), то начиная с середины века, а в особенности в его конце и в XVII столетии методы транскрипции становятся более разнообразными и часто более свободными. Иногда, как и прежде, голоса полифонии точно переводятся в табулатурные строчки, образуя «буквенную партитуру» — скорее полифункциональную, чем специфически органную транскрипцию. Но во многих случаях (если не в большинстве) «партитурному» принципу предпочитается собственно «табулатурный», упрощающий (и искажающий) полифонию на письме в целях облегчения чтения, исполнения, а также копирования. Упрощения бывают двух типов: (1) «раскрещивание» голосов полифонии для их более легкого чтения и распределения между руками;
(2) сокращение количества голосов, в первую очередь при переложении произведений на 6 и более голосов (а в особенности многохорных). Крайняя степень выраженности этих тенденций — пересочинение всей многоголосной фактуры на основе гармонии оригинала или сведение полифонии к контурному двухголосию (сопрано и бас).
Ключевые слова: орган, клавир, интабуляция, табулатура (старонемецкая, новонемецкая), партитура, полифония, голосоведение, многохорность.

Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте. Глава XII. О способе игры Allegro
Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной (продолжение)
Продолжение серии публикаций, в которой представлены разделы флейтовой школы И. И. Кванца, имеющие практическую направленность. Двенадцатая глава трактата содержит рекомендации по исполнению быстрых пьес, касающиеся артикуляции, фразировки, дыхания, особенностей ритма, использования украшений. Автор «Опыта руководства» выделяет несколько типов выразительности быстрых пьес и разъясняет их особенности.
Ключевые слова: старинная музыка, история исполнительского искусства, барочная флейта, Иоганн Иоахим Кванц, Allegro, артикуляция, фразировка, украшения

Екатерина Антоненко. Теноровые и басовые партии в музыке для венецианских приютов XVIII века: исторические свидетельства и современная исполнительская практика (на примере сочинений Антонио Вивальди и Бальдассаре Галуппи)
В течение полувека исследователи пытаются разрешить загадку о том, каким образом девушками-музыкантами венецианских приютов в XVIII веке могли исполняться партитуры, записанные для смешанного хора SATB. В настоящей статье приводятся различные точки зрения музыковедов на данную проблему: наиболее подробно рассмотренымнения М. Тэлбота, Дж. Уитмор, Р. Вендома и М. Уайт. В работе представлены и новые данные, полученные автором, которые доказывают существование октавной транспозиции в ключах «до» в музыкальной практике предшествующих столетий. На примере псалма Laudate Dominum G-dur Б. Галуппи показано, что сольные басовые и теноровые партии могли исполняться девушками-солистками на октаву выше. Анализ современных записей венецианской духовной музыки XVIII века позволил проследить, как отразились достижения зарубежного музыковедения на сегодняшней исполнительской практике.
Ключевые слова: венецианская музыка XVIII века, Антонио Вивальди, Бальдассаре Галуппи, хоровая музыка

Ольга Сайгушкина. Шуман и Лист: две версии Девятого каприса Паганини
В статье рассматриваются этюды Шумана и Листа по каприсам Паганини. Подчеркивается новизна подхода Паганини к художественным и виртуозным возможностям скрипки, анализируется влияние инструментального мастерства Паганини на его современников — выдающихся композиторов-романтиков. Дается подробное сравнение этюдов Шумана (op. 3 № 2) и Листа (№ 5 из «Больших этюдов по Паганини» 1851 года) по капрису № 9 ми мажор «Охота» по следующим параметрам: структура, фактура, темпоритмическая организация, артикуляция, динамика, аппликатура, исполнительские ремарки. В нотном приложении приведена первая версия листовского этюда — из «Бравурных этюдов по Паганини» 1838 года.
Ключевые слова: Паганини, Шуман, Лист, каприс, этюд, скрипичная техника, фортепианная транскрипция

Юлия Казанцева. Об исполнении фортепианных пьес Шёнберга
В статье подробно рассматриваются взгляды Шёнберга на исполнительское искусство на материале его статей, писем и заметок , многие из которых неизвестны русскоязычному читателю. Анализируются исполнительские ремарки Шёнберга (в особенности темповые), а также изобретенные им обозначения различных типов артикуляции. Даются сравнительные характеристики интерпретаций фортепианной музыки Шёнберга, записанных в разные годы выдающимися пианистами.
Ключевые слова: фортепианная музыка Шёнберга, Глен Гульд, Маурицио Поллини, А лексей Любимов, темповые ремарки, артикуляция

Памятные даты 2013 года: C. С. Прокофьев (1891–1953)

Наталия Савкина. «Каждая счастливая семья…» 5

Из истории музыки XX века

Юлия Векслер. Йозеф Маттиас Хауэр: «атональный минималист» 50

Елена Лагутина. «Дух музыкальной техники» (1895) — первая публикация научной теории Х. Шенкера 62

Хайнрих Шенкер. Дух музыкальной техники 69
Перевод Елены Лагутиной

Ольга Манулкина. Джон Кейдж и история американской музыки 83

Вопросы теории

Григорий Рымко. На грани вербального и музыкального: словесный текст и техники композиции ХХ века 98

Дмитрий Голдобин. Об особенностях полифонической фактуры в немецких органных интабуляциях XVI–XVII веков 112

История музыки в документах

Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте 132
Глава XII. О способе игры Allegro
Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной

Вопросы исполнительства

Екатерина Антоненко. Теноровые и басовые партии в музыке для венецианских приютов XVIII века: исторические свидетельства
и современная исполнительская практика (на примере сочинений Антонио Вивальди и Бальдассаре Галуппи) 138

Ольга Сайгушкина. Шуман и Лист: две версии Девятого каприса Паганини 158

Юлия Казанцева. Об исполнении фортепианных пьес Шёнберга 184


Сведения об авторах 197

Аннотации 199

Contributors of this issue 202

Abstracts 204

Информация для авторов 207