Подготовка нотного текста, предисловие, комментарии П. Г. Сербина.
Инструментальное наследие русского XVIII века дошло до нас в крайне разрозненном, фрагментарном виде. Публикация Концерта для фортепиано с оркестром ор. 50 И. В. Геслера (1747 - 1822) призвана хотя бы отчасти изменить эту ситуацию. Партитура Концерта воссоздана на основе комплекта печатных оркестровых голосов, изданных в Москве в 1821 году, и рукописной партитуры, хранящихся в Научной музыкальной библиотеке имени С. И. Танеева Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Публикации нотного текста предпослано развернутое предисловие и текстологические комментарии.
Издание адресовано профессиональным музыкантам - исполнителям и исследователям, занимающимся музыкальной культурой XVIII - XIX веков.
Предисловие III
Комментарии XII
Концерт для фортепиано с оркестром ор.50 1
Иоганн Вильгельм Геслер, пианист и композитор
Одной из важных задач современного музыкознания является введение в исследовательский и исполнительский обиход новых, ранее не известных партитур. Любые оценки композиторам прошлого и их сочинениям могут быть даны только при доступности нотных источников. Инструментальное наследие русского XVIII века дошло до нас в крайне разрозненном виде, многое утрачено безвозвратно, многое считается утраченным; объем белых пятен в значительной мере превышает наши знания об этом периоде. Публикация Концерта для фортепиано с оркестром ор. 50 И. В. Геслера призвана хотя бы отчасти изменить эту ситуацию.
Российский период творчества немецкого композитора Иоганна Вильгельма Геслера (1747–1822) приходится на последнее десятилетие XVIII и первую четверть XIX века. Среди многочисленных заслуг Геслера перед русской культурой отметим его продуктивную деятельность как фортепианного педагога, единственной сопоставимой с ним фигурой был его младший современник, ирландец Джон Фильд. Геслер был также исполнителем — частым участником петербургских и московских концертов и, наконец, композитором, наиболее активно публиковавшимся из музыкантов, живших тогда в России. Это был человек, сочинявший в нашей стране, для отечественных музыкантов и любителей музыки.
Творчество Геслера вызывало интерес у исследователей, но, к сожалению, никогда не могло предстать перед ними в полном виде. Ни в одном собрании мира нет полной коллекции сочинений Геслера. Чтобы эту музыку изучить, необходимо сначала собрать воедино все разрозненные источники. Причем если сольные фортепианные сочинения Геслера были в некоторой степени доступны, то его камерную, оркестровую и вокально-инструментальную музыку постигла непростая судьба: многое погибло, многое хранилось в единичных рукописных источниках, многое в некомплектном виде. Переиздания в XIX и ХХ веках были редки. Чем же ценен Концерт для фортепиано с оркестром ор. 50? Почему сегодня его публикация — первая публикация в виде партитуры — представляется заметным событием в музыкальной жизни нашей страны?
Мы еще вернемся к разнообразным историческим аспектам, связанным с этим сочинением, но самое главное: Концерт обладает высокими художественными достоинствами. Это весьма изобретательная, нетривиальная, подчас непредсказуемая и очень живая музыка, в которой объединились разные стилистические тенденции. Разнообразие композиционных идей, блестящее чувство пропорций и формы, попытка сформировать и развить свой индивидуальный стиль музыкального мышления и композиции — вот что характеризует творчество Геслера вообще и его фортепианный концерт в частности. В этом сочинении традиции северонемецкой (так называемой «берлинской») музыкальной эстетики дали неожиданные ростки в эпоху зрелого классицизма, причем на российской почве, в контексте особых стилистических вкусов Москвы и Петербурга. Эти вкусы были связаны с именами Е. И. Фомина и И. Б. Прача, Д. С. Бортнянского и А. Ф. Тица, И. Е. Хандошкина, И. Г. Фациуса, В. С. Караулова и некоторых других. Общение с этими музыкантами, знакомство с их композиционными опытами, собственные художественные поиски и пианистическое мастерство автора создали предпосылки для создания Концерта. Его партитура написана человеком, обладавшим не только техническими навыками сочинения, но и особым композиторским талантом. Эта музыка достойна звучать с концертной эстрады вместе с лучшими фортепианными сочинениями композиторов конца XVIII — начала XIX века.
Иоганн Вильгельм Геслер (Johann Wilhelm Haessler) родился в Эрфурте 29 марта 1747 года. С 1762 года он исполнял обязанности органиста Barfüsserkirche в Эрфурте. Его учителем был И. Х. Киттель, ученик И. С. Баха и брат матери Геслера. В 70–90-е годы XVIII века Иоганн Вильгельм — концертирующий пианист и органист. Известно, что он общался в Гамбурге с К. Ф. Э. Бахом, композитором, оказавшим на него сильное влияние. В «Автобиографии» (1786) композитор подробно пишет о тех музыкантах, с которыми ему посчастливилось сотрудничать и дружить. Среди них отметим композитора и биографа И. С. Баха Николауса Форкеля; Кристиана Готтлоба Нефе, будущего учителя Бетховена; Георга Симона Лелейна, автора изданной в Санкт-Петербурге клавикордной школы; ученика И. С. Баха Готфрида Августа Гомилиуса и других. В 1779 году Геслер женится на Софии Киль (Sofie Kiel). В 1784-м он открывает музыкальный магазин в Эрфурте. В 1789 году состоялась встреча Геслера с 33-летним Моцартом, прошедшая в форме открытого состязания. Считается, что Геслеру не удалось выиграть музыкальный поединок с венским гением, но даже по письмам Моцарта можно судить о незаурядном дружелюбии побежденного органиста. Приведем текст дрезденского письма Моцарта к жене от 16 апреля 1789 года: «В среду, 15 апреля, я получил довольно красивую табакерку. Затем мы обедали у русского посланника [А. М. Белосельского-Белозерского], где я много играл. После обеда решено было отправиться к органу. В 4 часа мы отправились в путь — Науман был также там. Скажу тебе, здесь живет некто Хесслер (эрфуртский органист); он тоже был с нами. Он ученик одного из учеников Баха. Его конек — орган и клавир (клавикорды). А здешние люди полагают, что коль скоро я из Вены, то совершенно не знаю, как играть [на этих инструментах]. Итак, я сел за орган и стал играть. Князь Лихновский (как человек, хорошо знающий Хесслера) с большим трудом уговорил его тоже сыграть. Сила этого Хесслера при игре на органе заключается в ногах, но поскольку педали здесь идут ступенями, то это не великое искусство. Впрочем, он освоил только гармонии и модуляции старого Себастьяна Баха и был не в состоянии как следует исполнить фуги. Играет он несерьезно, до Альбрехтсбергера ему еще далеко. После этого было решено еще раз отправиться к русскому посланнику, чтобы Хесслер послушал меня за фортепиано. Хесслер тоже играл. Думаю, на фортепиано с ним сравнится г-жа Ауэрхаммер. Так что можешь представить, что его чаша на весах несколько опустилась». В работе Ройзмана цитируется еще один фрагмент письма Моцарта к барону ***: «Гесслер был добросовестнее всех других: он от радости прыгал и трезвонил и все хотел целовать меня, потом я угостил его в трактире. Прочие же ответили на приглашение мое отказом, о чем веселый Гесслер сказал только: “Tausend sapperment!” [тысяча проклятий]».
Успешные 1790–1792 годы были проведены Геслером в Англии в тесном контакте с Й. Гайдном. В марте 1792 года Геслер выступал с оркестром под управлением Гайдна. В июне 1792 года он был в Ревеле (Таллине), в сентябре — в Риге, а уже в ноябре — в Петербурге. В 1793 году он получил должность при дворе, став учителем музыки великого князя Александра Павловича. В 1794-м переехал в Москву и стал одним из любимых музыкантов старой российской столицы. Зафиксированы многочисленные концерты Геслера в компании виднейших московских музыкантов того времени. В 1795 году были изданы стихи И. И. Дмитриева «На игру господина Геслера, славного органиста». Начало XIX века было связано для Геслера с обязанностями органиста московских лютеранских церквей, преподавателя, концертирующего клавириста и композитора. Скончался он 29 марта 1822 года. Могилу Геслера разыскать в некрополях Москвы пока не удалось, хотя есть сведения, что на его могиле некая ученица установила памятник. Если эрфуртский период жизни Геслера известен нам довольно подробно по его опубликованной автобиографии, приложенной к изданию Шести клавирных сонат 1786 года, то российский период известен лишь отрывочно. Не исключено, что Геслер вел какие-то дневниковые записи, но личный архив композитора, вывезенный его сыном в Гамбург, считается утраченным в пожаре 1842 года.
[...]
Основной задачей публикации Концерта ор. 50 Геслера является воссоздание партитуры на основе изданных в начале XIX столетия голосов, в которых была зафиксирована окончательная редакция одного из лучших сочинений композитора. Мы надеемся, что благодаря нашему изданию читатель, любитель музыки, музыковед или исполнитель-практик смогут самостоятельно найти верный ключ к интерпретации этого замечательного произведения, возвращающегося к нам из небытия.
Павел Сербин