Нелли Шахназарова. Самосознание национальной музыкальной традиции — важный фактор, определяющий самобытность и индивидуальность композиторского творчества
В статье рассматриваются проблемы становления композиторских школ бывших республик Средней Азии и Советского Востока в условиях тоталитарного государства. Особое внимание уделяется начальному этапу процесса взаимодействия профессиональной музыки устной традиции региона (макомы, мугамы) и европейских форм профессионализма, а также дискуссиям в прессе о путях развития национальной музыкальной культуры. Самосознание национальной музыкальной традиции выделяется как важный аспект развития современной музыки СНГ, проявления композиторской индивидуальности.
Ключевые слова: самобытность национальной традиции, композиторская индивидуальность, музыка Центральной Азии
Галина Некрасова. Концепция ориентализма в отечественном музыкознании ХХ века (по материалам исследований и публикаций)
Статья посвящена эволюции концепции русского музыкального ориентализма в отечественном музыкознании ХХ века. Динамика научной мысли о явлении, за которым закрепился асафьевский термин «русская музыка о Востоке», освещается на примере ряда исследований и публикаций, отражающих последовательное расширение историко-эстетических, философских, теоретических горизонтов его изучения. От «ориентализма» в рамках профессионального творчества классической традиции через диалог культур Востока и Запада на рубеже ХХ–XXI веков к мировой музыкальной культуре — такова «траектория» развития данной концепции.
Ключевые слова: ориентализм, диалог культур Востока и Запада, мировая музыкальная культура, пограничные культуры
Изалий Земцовский. М. Ф. Гнесин о системе ладов еврейской музыки (по материалам архива композитора)
В статье вводится в научный обиход неизвестная рукопись М. Ф. Гнесина (май 1929 года), обнаруженная автором в архиве композитора (РГАЛИ, ф. 2954, оп. 1, ед. хр. 124, лл. 35–63). Гнесин предложил оригинальный опыт построения строго организованной, по-своему симметричной ладовой системы еврейской музыки ашкеназийской традиции, взятой в ее целом, от кантиляции Библии до фольклора, в единстве всех сакральных и секулярных жанров. Гнесиным обоснован выбор предлагаемой шестиладовой системы («еврейский гексаих») на базе трехоктавного фригийского звукоряда с учетом нетемперированного строя, мелодического (нисходящего и восходящего) движения и модуляционных возможностей, заложенных в системе.
Ключевые слова: М. Ф. Гнесин, рукопись, музыка еврейская (ашкеназийская), шестиладовая система, проблема строя, правильные звуки неясной высоты
Ольга Зубова. Коллекция форм в Книгах лауд Оттавиано Петруччи (1508)
В статье предпринята попытка анализа текстомузыкальных форм, обнаруживающихся в двух Книгах лауд Оттавиано Петруччи. Их разнообразие, вероятно, обусловлено традицией cantasi come (итал. «поется как»): заимствуя музыку, лаудисты обращались к широкому кругу жанров. В результате среди моделей лауды оказались и новые стихотворные конструкции со своей стабильной структурой, и латинские прозаические тексты, несущие совсем иные формообразующие инициативы.
Ключевые слова: лауда, Петруччи, Даммонис, текстомузыкальная форма, рефренная форма, страмботто, капитоло, ода, сонет, барцелетта, баллата, фроттола
Юлия Литвинова. Инструменты antichi и moderni в описаниях музыкальных кабинетов Агостино Амади и Антонио Горетти (к проблеме интерпретации источников)
Средневековье оставило Возрождению в наследство путаницу в музыкальной терминологии и привычку возводить к древности многие инструменты. В статье рассматриваются свидетельства об инструментальных коллекциях А. Амади и А. Горетти, первое из которых содержится в трактате Ф. Сансовино «Венеция, град благороднейший и несравненный» (Venetia città nobilissima et singolare, 1581), а второе — в предисловии к сборнику табулатур А. Пиччинини (1623). Восхваляя коллекции, оба автора характеризуют инструменты как antichi и moderni. Очевидно, что «современными» названы инструменты, использовавшиеся в практике того времени. Интерпретация слова antico, напротив, составляет проблему, поскольку круг его значений простирается от недавнего прошлого до глубокой древности. Анализируя свидетельства Сансовино и Пиччинини в широком культурно-историческом контексте, автор статьи пытается установить, идет ли речь о собственно античных инструментах или о вышедших из употребления инструментах второй половины XV – начала XVI века. При этом обнаруживается необходимость пересмотра общепринятой интерпретации, представленной в работах Ю. фон Шлоссера и Э. Винтерница, согласно которой в коллекции Амади хранились инструменты, сделанные в подражание античным.
Ключевые слова: Агостино Амади, Франческо Сансовино, Антонио Горетти, Алессандро Пиччинини, музыкальный кабинет, музыкальные инструменты, античность, Возрождение
Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте.
Глава X. На что следует обращать внимание начинающему при самостоятельных занятиях
Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной
Продолжение серии публикаций, в которой представлены разделы флейтовой школы И. И. Кванца, имеющие практическую направленность. В комментариях переводчика указываются те фрагменты предыдущих глав трактата, к которым отсылает читателя Кванц в этом суммирующем разделе, а также проясняются некоторые эстетические и технологические вопросы, в частности анализируется важное для современной исполнительской практики выражение die Bewegung der Brust.
Ключевые слова: старинная музыка, история исполнительского искусства, барочная флейта, И. И. Кванц, методика преподавания игры на старинной флейте, украшения, французская манера исполнения, итальянская манера исполнения, аппликатура, дыхание
Й. Гайдн. Вторая лондонская записная книжка (1791–1792)
Перевод Е. Ю. Матвеевой, комментарии А. С. Лосевой
Вниманию читателей предлагается продолжение публикации первого перевода на русский язык интереснейшего исторического документа — Лондонских записных книжек Й. Гайдна. В коротких, не связанных между собой, порой отрывочных заметках великий композитор предстает как человек весьма разносторонний, интересовавшийся отнюдь не только музыкой, но также наукой, литературой, общественной жизнью, развлечениями, курьезными происшествиями. Гайдн вовсе не предназначал свои заметки для печати; они призваны были напоминать ему — и только ему — о пережитых событиях, встречах с разными людьми и обо всем, что казалось ему значительным или необычным. Некоторые записи подробны и содержат любопытные детали, но часто Гайдн ограничивался лишь намеками, которые не всегда поддаются точной расшифровке. В данном номере печатается перевод Второй записной книжки с комментариями.
Ключевые слова: Й. Гайдн, Лондонские записные книжки, музыкальная жизнь Англии 1790-х годов, И. П. Саломон, Концерты Саломона
Максим Мельников. О русских переводах литературного наследия Ферруччо Бузони
В статье рассматривается судьба литературного наследия Бузони в России. Вниманию читателя впервые на русском языке предлагается несколько статей (в том числе «Цените фортепиано», «О требованиях к пианистам», «Афоризмы о Моцарте», «Предварительные замечания к этюдам Листа») из книги Бузони «О единстве музыки» (Von der Einheit der Musik) в переводе автора публикации.
Ключевые слова: Ferruccio Busoni, литературное наследие, книга Бузони «О единстве музыки» (Von der Einheit der Musik)
Валерий Березин. Некоторые особенности работы с ансамблем духовых инструментов
Статья обобщает богатый опыт преподавания в Московской консерватории ансамбля духовых инструментов, представляющего собой классический квинтет (флейта, гобой, кларнет, валторна и фагот). Блистательные опусы для этого состава создали П. Хиндемит, Д. Лигети, Э. Вилла-Лобос, Ж.-М. Дамаз, Д. Мийо, Ф. Пуленк, однако в нашей стране музыка для духовых ансамблей не пользуется популярностью и, как следствие, — отсутствуют стабильные концертирующие духовые коллективы. В учебной практике, однако, занятия в классе ансамбля духовых инструментов приносят большую пользу и позволяют приобрести такие навыки (исполнительская инициатива, тонкая работа над балансом, штрихами, интонацией и т. д.), которые нельзя выработать, играя в оркестре. Главная же задача преподавателя — привить студентам культуру совместного музицирования, дарящего радость и удовольствие. На это должно быть направлено все его педагогическое мастерство.
Ключевые слова: музыкальная педагогика, музыкальная психология, ансамбль духовых инструментов, артикуляция, интонирование, баланс
Василиса Бойкова. «Расширенные» техники игры на виолончели в XX веке: опыт систематизации
Статья посвящена проблемам современной виолончельной техники, формирование которой началось в середине XX века. В ней представлены и систематизированы новые приемы — как уже широко применяемые композиторами к настоящему моменту, так и только входящие в употребление, иногда еще не до конца изученные с акустической точки зрения. Также в статье рассматриваются особенности нотации этих новых приемов, прослеживается их преемственность по отношению к технике, сложившейся в классико-романтической школе, определяются основные источники внешних влияний на развитие виолончельного исполнительства (такие как джаз, восточная импровизация, приемы игры на других класических инструментах) во второй половине прошлого столетия, ставится вопрос о необходимости создания целостной методологии преподавания современного виолончельного искусства. Особый интерес данная статья может представлять для композиторов и исполнителей на струнно-смычковых инструментах.
Ключевые слова: расширенные виолончельные техники, методология преподавания современного виолончельного искусства, нотация, Кайя Саариахо, Фаусто Ромителли, Джордж Крам
Ангелина Алпатова. К юбилею Виолетты Николаевны Юнусовой 5
Материалы VI Международной научной конференции «Музыка народов мира в XXI веке: проблемы и перспективы»
Нелли Шахназарова. Самосознание национальной музыкальной традиции — важный фактор, определяющий самобытность и индивидуальность композиторского творчества 10
Галина Некрасова. Концепция ориентализма в отечественном музыкознании XX века (по материалам исследований и публикаций) 16
Изалий Земцовский. М. Ф. Гнесин о системе ладов еврейской музыки (по материалам архива композитора) 28
Материалы научной конференции «Музыка Италии: от Ренессанса к Новому времени»
Ольга Зубова. Коллекция форм в Книгах лауд Оттавиано Петруччи (1508) 48
Юлия Литвинова. Инструменты antichi и moderni в описаниях музыкальных кабинетов Агостино Амади и Антонио Горетти (к проблеме интерпретации источников) 74
История музыки в документах
Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте 120
Глава X. На что следует обращать внимание начинающему при самостоятельных занятиях.
Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной
Йозеф Гайдн. Вторая лондонская записная книжка (1791–1792) 132
Перевод Елены Матвеевой, комментарии Анны Лосевой
Максим Мельников. О русских переводах литературного наследия Ферруччо Бузони 150
Ферруччо Бузони. Из литературного наследия 154
Перевод Максима Мельникова
Музыкальная педагогика
Валерий Березин. Некоторые особенности работы с ансамблем духовых инструментов 160
Музыка ХХ века: проблемы интерпретации
Василиса Бойкова. «Расширенные» техники игры на виолончели в XX веке: опыт систематизации 176
Рецензии
Бобрик О. А. Венское издательство «Universal Edition» и музыканты из советской России 202
Т. Н. Левая. Пока не опустился железный занавес…
Сведения об авторах 206
Аннотации 210
Contributors to this issue 214
Abstracts 217
Указатель публикаций в журнале «Научный вестник Московской консерватории» за 2010–2012 г. 221
Информация для авторов 231