Татьяна Баранова. Стравинский — читатель и библиофил (О русской библиотеке композитора)
В статье представлены результаты исследования русской части личной библиотеки Стравинского. Составляющие ее издания и всё, что с ними связано (маргиналии, автографы, пометки любого рода, закладки, вложенные записки, газетные вырезки, открытки и т. д.), рассмотрены в контексте биографии композитора, его духовной жизни и творческих проблем с привлечением опубликованных и неопубликованных документов и писем, мемуарной и научной литературы. Статья подготовлена по материалам архивов Фонда Пауля Захера в Базеле, Фонда Федора Стравинского в Женеве, Русского центра и библиотеки Амхерстского университета.
Ключевые слова: источниковедение, И. Ф. Стравинский, Ф. И. Стравинский, русский фольклор, Б. В. Асафьев, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, М. В. Юдина, архиепископ Иоанн (Шаховской), А. М. Ремизов
Ярослав Тимофеев. Этюд в басовых полутонах: об эскизах арии Шакловитого в оркестровке Стравинского
Инструментовка арии Шакловитого из «Хованщины», выполненная по заказу Дягилева для постановки оперы в Париже, стала одной из немногих работ Стравинского, никогда не звучавших со сцены. Шаляпин, чьи требования существенно повлияли на облик арии, на премьере отказался ее петь, а в дальнейшем чистовая рукопись оркестровки была утеряна. Основную часть данного исследования составляет впервые осуществленный анализ двух эскизов арии, хранящихся в архиве Стравинского в Базеле, — как источниковедческий, так и музыкальный. Выводы ошеломляют: занимаясь «реставрацией» «Хованщины», Стравинский не раз жертвовал подлинным текстом Мусоргского даже не ради Шаляпина — ради Римского-Корсакова.
Ключевые слова: Стравинский, Мусоргский, «Хованщина», Римский-Корсаков, Шакловитый, Шаляпин, инструментовка, рукопись, источниковедение
Пьер Джузеппе Джиллио. О связи стихотворного размера и музы кального ритма в итальянской мелодике: от XVI к XIX веку
Перевод Анны Кучиной
В статье рассматривается взаимодействие между стихосложением и музы кальным ритмом в итальянской вокальной музыке. Особое внимание уделяется стихам короткой и средней длины. Исключенные из поэзии высокой традиции (poesia aulica), которая с XIV по XIX век ограничивалась использованием 11-сложников и их полустиший, они появляются в поэзии, связанной с музыкальными жанрами (poesia per musica): фроттолой (в конце XV века) и канцонеттой (в начале XVII века). Вскоре Г. Кьябрера дополнил дактилический 6-сложник и анапестический 10-сложник ямбическими и хореическими размерами — вероятно, по просьбе музыкантов. Впоследствии стихи короткой и средней длины использовались главным образом в оперных либретто; их развитие постепенно шло в сторону стандартизации, которая была достигнута в творчестве П. Метастазио. Со своей стороны, композиторы, начиная со второй половины XVIII века, обычно использовали ритмические структуры протяженностью в два такта — таким образом, чтобы два главных ударения стихотворной строки попадали на сильные доли. Это вело к возникновению в вокальной музыке квадратного периода. Новая система обеспечивала автоматическое совпадение музыкального и стихотворного акцентов. Редкие случаи нарушения просодии, отмечаемые в научной литературе, почти всегда обусловлены отклонениями от норм стихосложения. Однако в XIX веке, в тот момент, когда мелодика становится полностью единообразной в ритмическом отношении (а правила предписывают пользоваться одним и тем же ритмическим инципитом), метрические системы в поэзии и в музыке, уже достигшие высокого уровня совместимости, обнаруживают в своем развитии противоположные тенденции и потому их «взаимоотношения» складываются по-новому.
Ключевые слова: музыкальный ритм, стихосложение, стихи короткой и средней длины, фроттола, мадригал, канцонетта, история оперного либретто, Г. Кьябрера, П. Метастазио, квадратный период
Лариса Гервер. Инганни в «Capriccio sopra Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La» и «Capriccio sopra La, Sol, Fa, Mi, Re, Ut» Джироламо Фрескобальди
Вопреки существовавшей практике, Фрескобальди использовал восходящий и нисходящий гексахорды в качестве soggetti двух самостоятельных пьес — первого и второго каприччио из Il primo libro di capricci fatti sopra diversi soggetti et arie, in partitura (1624). Пьесы объединены общей идеей, состоящей в последовательном применении техники инганно, редкой в сочинениях на ut re mi fa sol la.
Ключевые слова: Дж. Фрескобальди, гексахорд, техника инганно, сочинения на ut re mi fa sol la
Роман Насонов. Загадка «Иеффая» (о шедевре Дж. Кариссими в свете учения А. Кирхера о патетической музыке)
А. Кирхер не только первым дал характеристику духовному диалогу Дж. Кариссими «Иеффай» и опубликовал его фрагмент в трактате Musurgia universalis, но и включил сочинение в контекст идей римского музыкального гуманизма середины XVII века. В этой статье произведение Кариссими впервые анализируется в свете учения Кирхера о музыке страстей души (musica pathetica). В частности, тональный план и особенности гармонии трактуются в связи с понятиями mutatio toni и stylus metabolicus, а общая структура диалога соотносится с различными классификациями музыкальных аффектов. Отмечается также возможное воздействие на замысел произведения моделей античного театра. В Приложении 1 помещен перевод на русский язык либретто «Иеффая», выполненный автором статьи, а в Приложении 2 — перевод текста светского диалога Кариссими «Философы», осуществленный М. Л. Насоновой.
Ключевые слова: Джакомо Кариссими, «Иеффай», Афанасий Кирхер, «Musurgia universalis», musica pathetica, stylus metabolicus, классификация музыкальных аффектов, Джованни Баттиста Дони, Пьетро Делла Валле, Доменико Мадзокки
Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте.
Глава XI. Общие замечания о хорошей манере исполнения для певцов и инструменталистов
Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной (продолжение)
Продолжение серии публикаций, в которой представлены разделы флейтовой школы И. И. Кванца, имеющие практическую направленность. Одиннадцатая глава трактата содержит важные общие положения о выразительном исполнении музыки, которые автор «Опыта» соотносит с требованиями, которые предъявляет к оратору учение о риторике.
Ключевые слова: старинная музыка, история исполнительского искусства, барочная флейта, Иоганн Иоахим Кванц, музыкальная риторика, аффект, Adagio, Allegro, украшения, неровные ноты
Роман Насонов. Музыкальная риторика Иоганна Иоахима Кванца
Текст главы 11 трактата И. И. Кванца «Опыт руководства по игре на поперечной флейте» рассматривается в статье как учение о музыкальной риторике, имеющее важное значение не только для исполнительской практики XVIII века и современного исторически информированного исполнительства, но и для истории музыкально-теоретической мысли барокко и раннего классицизма. Определяется место главы в общей структуре трактата, анализируется ее внутреннее строение; выявляются параллели, которые проводит автор «Опыта» между исполнительским искусством и риторическим учением о произнесении речи (pronuntiatio, Vortrag), подчеркивается ключевое значение категории «аффекта» в тексте Кванца. Отмечается присутствие в главе 11 двух важнейших представлений барочной теории аффектов — об аналогии душевного и музыкального движения, а также о применении концепции четырех темпераментов как научной основы для классификации страстей души и определения склонности людей (в данном случае исполнителей) к музыке того или иного рода — и оригинальность автора «Опыта» в использовании данных представлений.
Ключевые слова: Иоганн Иоахим Кванц, «Опыт руководства по игре на поперечной флейте», музыкальная риторика, аффект, темперамент, Афанасий Кирхер, Карл Филипп Эмануэль Бах, исполнительское искусство, динамика, артикуляция
Светлана Балуевская. Функционирование похоронно-поминальных причитаний в народной традиции среднего течения реки Сухоны
В статье рассматриваются особенности функционирования причитаний в системе похоронно-поминальных обрядов народной традиции среднего течения реки Сухоны. Работа выполнена на основе экспедиционных материалов из архива Центра традиционной народной культуры Вологодского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: фольклор, народная традиция среднего течения реки Сухоны, похоронно-поминальные причитания, функции причитаний
По материалам архива И. Ф. Стравинского
Татьяна Баранова. Стравинский — читатель и библиофил (о русской библиотеке композитора) 5
Ярослав Тимофеев. Этюд в басовых полутонах: об эскизах арии Шакловитого в оркестровке Стравинского 60
Материалы научной конференции «Музыка Италии: от Ренессанса к Новому времени»
Пьер Джузеппе Джиллио. О связи стихотворного размера и музы кального ритма в итальянской мелодике: от XVI к XIX веку 92
Перевод Анны Кучиной
Лариса Гервер. Инганни в «Capriccio sopra Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La» и «Capriccio sopra La, Sol, Fa, Mi, Re, Ut» Джироламо Фрескобальди 116
Роман Насонов. Загадка «Иеффая» (о шедевре Дж. Кариссими в свете учения А. Кирхера о «патетической музыке») 128
История музыки в документах
Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте 154
Глава XI. Общие замечания о хорошей манере исполнения для певцов и инструменталистов
Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной
Роман Насонов. Музыкальная риторика Иоганна Иоахима Кванца 162
Проблемы музыкальной фольклористики
Cветлана Балуевская. Функционирование похоронно-поминальных причитаний в народной традиции среднего течения реки Сухоны 169
Третья сессия научного совета по проблемам истории музыкального образования. Информационное письмо 179
Рецензии
Березин В. В. Музыканты королей Франции
Ю. С. Бочаров. Музыка по-королевски 182
Сведения об авторах 185
Аннотации 188
Contributors of this issue 192
Abstracts 195
Информация для авторов 199