Клавдий Птолемей. Гармоника в трех книгах. Порфирий. Комментарий к «Гармонике» Птолемея
Издание подготовил В. Г. Цыпин.
Созданная Птолемеем (II в. н. э.) и откомментированная Порфирием (III в. н. э.) «Гармоника» представляет собой фундаментальный труд, в котором изложена одна из наиболее значительных и оригинальных музыкально-теоретических концепций, возникших за два с половиной тысячелетия существования науки о музыке. Главные темы книги — происхождение гармонии, ее сущность и критерии; обнаружение ее в звуках, интервалах и системах; параллелизм музыкальной гармонии и гармонии физического мира («космоса»), а также внутреннего мира человека («души»).
На русский язык оба трактата переведены с древнегреческого впервые. «Комментарий» Порфирия вообще до сих пор не переводился на новые европейские языки.
Книга снабжена современным научным комментарием и необходимым справочным аппаратом. Издание адресовано историкам и теоретикам музыки, студентам музыкальных вузов, а также всем интересующимся античной культурой. Практически оно может стать одним из важнейших источников в курсе музыкально-теоретических систем, в исторических разделах курсов гармонии и музыкальной акустики.
От переводчика 5
Клавдий Птолемей. ГАРМОНИКА
Порфирий. КОММЕНТАРИЙ К «ГАРМОНИКЕ» ПТОЛЕМЕЯ
[Предисловие Порфирия] 7
КНИГА ПЕРВАЯ
1. О критериях в гармонике 11
2. Какова задача гармоника 30
3. Как возникает высота звучаний 39
4. О звуках и их различиях 88
5. По поводу основоположений, принимаемых пифагорейцами для консонансов 101
6. О том, что пифагорейцы недолжным образом обосновывали консонансы 115
7. Как более здраво определять отношения консонансов 123
8. Как с непреложностью продемонстрировать отношения консонансов на однострунном каноне 132
9. О том, что аристоксеники неправомерно измеряют консонансы расстояниями, а не звуками 138
10. О том, что они неверно полагают, будто в квартовом консонансе два с половиной тона 145
11. Как показать и при помощи чувства, что октава меньше шести тонов, на восьмиструнном каноне 151
12. О разделении родов и тетрахордов в каждом роде по Аристоксену 156
13. О разделении родов и тетрахордов по Архиту 162
14. Доказательство того, что ни то, ни другое разделение не придерживается подлинной эммелики 165
15. О разделении тетрахордов по родам на основании разума и в согласии с чувственным представлением 168
16. Какие роды более привычны для слуха и сколько их 180
КНИГА ВТОРАЯ
1. Как отношения привычных родов могут быть получены и с помощью чувства 185
2. Об использовании в качестве канона инструмента под названием геликон 195
3. О видах первых консонансов 201
4. О полной системе, а также о том, что единственная такая система — двойная октава 206
5. Как получаются названия звуков в зависимости от положения и от функции 210
6. Почему величина, состоящая из октавы с квартой, стала считаться полной системой 215
7. О метаболах по так называемым «тонам» 223
8. О том, что границей для крайних ладов должна быть октава 227
9. О том, что должно быть лишь семь ладов — по числу видов октавы 229
10. О том, как правильно получать для ладов избытки 231
11. О том, что не следует располагать лады по полутонам 233
12. О недостатках однострунного канона 235
13. О том, как Дидим Музыкант задумал усовершенствовать канон 238
14. Изложение чисел, образующих разделение октавы в неизменном ладе по каждому из родов 242
15. Изложение чисел, образующих в семи ладах разделения привычных родов 245
16. О том, что звучит на лире и кифаре 255
КНИГА ТРЕТЬЯ
1. О возможностях полного использования и исследования отношений с помощью пятнадцатиструнного канона 257
2. Способы разделения вплоть до двойной октавы с помощью восьми только звуков 261
3. К какому роду относить гармоническую силу и науку о ней 267
4. О том, что гармоническая сила присутствует в любой высшей природе, но проявляется более всего посредством человеческих душ и небесных круговращений 269
5. О соответствии консонансов главным различиям души (со всеми их видами) 271
6. Сопоставление гармонических родов и родов главных добродетелей 273
7. О подобии гармонических метабол спонтанным переменам в душах 275
8. О подобии полной системы кругу, проходящему среди созвездий зодиака 276
9. О подобии консонансов и диссонансов в музыкальной гармонии и в зодиаке 278
10. О том, что движению звезд по долготе соответствует поступенность в звуках 280
11. Каким образом движение звезд по высоте сопоставляется с родами в гармонии 281
12. О том, что перемещениям звезд по широте соответствуют ладовые метаболы 282
13. О соответствии тетрахордов конфигурациям с Солнцем 283
14. В каких первых числах могли бы сопоставляться постоянные звуки полной системы с главными космическими сферами 284
15. Каким образом отношения родственных движений могли бы представляться в числах 285
16. Каким образом сочетания планет могли бы сопоставляться с сочетаниями звуков 286
ПРИЛОЖЕНИЕ
Монах Варлаам. Опровержение на три главы, добавленные к последним заголовкам третьей книги «Гармоники» Птолемея 288
КОММЕНТАРИИ
Предисловие 305
«Гармоника» Птолемея в конспективном изложении 313
От гармоники к гармонии 338
Роды мелоса как характерная особенность античной музыки и раздел гармоники 355
Учение о ладах 369
Основные термины и понятия гармоники Птолемея 405
Именной указатель 429
Предметный указатель 432
Список основных разночтений с критическими изданиями Птолемея и Порфирия, выполненными Ингемаром Дюрингом в 1930/32 гг. 440
Литература 449
«Три книги по гармонике», т. е. три книги Птолемея о гармонии, если бы создавались сегодня, скорее всего, были бы названы просто «Гармонией». Сегодняшняя гармония, будучи одной из дисциплин музыковедческого цикла, занята прояснением категории, имеющей то же название, и изучением подлежащих ей явлений в музыке. Само собой разумеется, ей подлежат явления не только в музыке, но и за ее пределами, и даже за пределами искусства; тем не менее, для современного сознания гармония едва ли составляет нечто большее, нежели эстетическую категорию.
Однако Птолемей, живший порядка восемнадцати веков назад, тут с нами бы не согласился. Вполне возможно, он бы сказал, что музыка — это, конечно, хорошо, как и скульптура, танец, да и многое еще; но разве это такие вещи, без которых нельзя было бы существовать? Ведь многие без них обходятся. А вот без гармонической силы, придающей стройность и соразмерность в том числе и музыке, в первую же очередь — небесным круговращениям, государствам, законам и душам отдельных людей, даже если они ничего не знают о такой силе, — без нее действительно нельзя существовать. Поэтому гармония у Птолемея — не только эстетическая, но и онтологическая категория, и науку о ней лучше по-прежнему, на старинный лад, именовать гармоникой (по аналогии с арифметикой — наукой о числах, грамматикой — наукой о письменах, или риторикой — наукой о речах). Как раз ради знания о существующей в мире силе, действие которой мы постоянно ощущаем на себе, написан Птолемеем замечательный и даже уникальный в своем роде труд.
Спустя столетие за обширный комментарий к «Гармонике» взялся Порфирий, которого уже привлекали иные — как стали говорить позднее, гносеологические — проблемы, лишь мимоходом затронутые Птолемеем. Каковы критерии («мерила») гармонии? Как формируются суждения о ней? Какую роль играют при этом главные силы нашей души: разум и чувство? В тексте Порфирия содержатся все основные материалы, относящиеся к многовековой истории полемики между канониками и гармониками — античными рационалистами и сенсуалистами. (Кстати, нельзя сказать, что этот спор благополучно разрешен и кто-то в нем поставил точку.) Кроме цитирования огромного количества источников, есть у Порфирия и страницы собственного философского творчества весьма высокого уровня.
Оба трактата — Птолемея и Порфирия — сведены в данном издании в единый текст (основания для такого слияния, наряду с указанием публикаций, по которым делались переводы, и другими материалами служебного характера, изложены в комментариях, составляющих вторую часть книги). «Гармоника» Птолемея набрана шрифтом с засечками, «Комментарий» Порфирия — рубленым шрифтом, более мелким кеглем и с отступом. Цифры на полях отсылают к страницам критических изданий Ингемара Дюринга.
* * *
Мне очень приятно выразить благодарность людям, оказавшим ту или иную помощь в работе:
Сергею Николаевичу Лебедеву, с которым обсуждались как музыкально-теоретические проблемы, так и принципиальные проблемы перевода, не говоря уже о решении множества частных (например, терминологических) задач; строгому рецензенту; человеку, оказавшему реальное воздействие на формирование этой книги.
Анне Станиславовне Лосевой — редактору и корректору.
Ольге Леонидовне Ахуновой (Левинской), Григорию Ивановичу Лыжову, Олегу Викторовичу Марченко — официальным рецензентам.
Алексею Юрьевичу Зубову, ознакомившемуся с математическим содержанием книг I и II «Гармоники», поправившему кое-где ошибки и предложившему ряд ценных уточнений.
Андрею Александровичу Россиусу, просмотревшему первые страницы перевода и сделавшему несколько замечаний.
В. Г. Цыпин