Елена Панкина. Марко Кара — «musicus excellens» мантуанского двора
Статья посвящена одной из важнейших фигур итальянской светской музыки первых десятилетий XVI века — мантуанскому cantore a liuto и фроттолисту Марко Каре. На материале опубликованных документов, относящихся ко времени Изабеллы д’Эсте и Франческо II Гонзага (прежде всего, переписки маркизов), сообщаются фактические сведения о Каре и очерчиваются некоторые тенденции музыкальной жизни двора, отразившиеся в судьбе выдающегося музыканта.
Ключевые слова: Марко Кара, Изабелла д’Эсте, эпистолярий, фроттола
Надежда Игнатьева. «Верный пастух» Гварини и Мадригалы Монтеверди из Четвертой и Пятой книг
Пасторальная трагикомедия Дж. Б. Гварини «Верный пастух» была весьма популярна в придворных кругах Италии рубежа XVI–XVII веков. Особый интерес она вызвала при дворе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуанского, который неоднократно пытался воплотить эту пастораль на сцене. В этот период появляется ряд мадригалов, написанных мантуанскими придворными композиторами на стихи из «Верного пастуха», в том числе и сочинения Монтеверди, опубликованные в Четвертой и Пятой книгах мадригалов. Их анализ, осуществленный в данной статье, позволяет выявить индивидуальный замысел каждого из этих двух собраний, а также определить направление поисков композитора в жанре мадригала на рубеже веков.
Ключевые слова: мадригал, Клаудио Монтеверди, Четвертая книга мадригалов, Пятая книга мадригалов, Джованни Баттиста Гварини, пасторальная трагикомедия «Верный пастух»
Екатерина Антоненко. Бальдассаре Галуппи и русская духовная музыка
Пребывание Бальдассаре Галуппи в России, несмотря на свою относительную краткость — всего три года (1765–68), оказало значительное влияние на развитие русской музыкальной культуры. Российский императорский двор с нетерпением ждал приезда Галуппи — знаменитейшего оперного композитора своего времени. Однако примечательно, что, работая в России, композитор вышел за рамки оперных и придворных жанров, создав ряд сочинений для русской православной церкви. И в то время как оперы Галуппи имели огромный, но кратковременный успех при Петербургском дворе, его духовные концерты вскоре стали исполняться и вдали от столиц, во многих областях России, о чем свидетельствуют рукописные источники. Сочинения Галуппи приобрели популярность в стране задолго до своего первого издания (1816–18), осуществленного Д. Бортнянским. По мнению многих музыковедов, Галуппи является родоначальником жанра русского духовного концерта. Несмотря на то, что звучание «итальянских» песнопений в контексте православного богослужения не перестает вызывать горячие споры, подобный стиль долгое время оставался господствующим. В статье приводятся новые свидетельства об исполнении концертов Галуппи в русских церквях во второй половине XVIII —начале XIX в.: на это указывают рукописи из архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Берлина. В частности, исследование рукописи в Государственной библиотеке Берлина дало нам возможность установить авторство Галуппи для партитуры, ошибочно приписанной Бортнянскому.
Ключевые слова: Галуппи, русская духовная музыка, Бортнянский, «Плотию уснув»
Павел Луцкер. К истокам венецианской оперы буффа: «La maestra» А. Паломбы и «La scuola moderna o sia La maestra di buon gusto» К. Гольдони
Опера «La maestra» с музыкой Дж. Кокки на текст А. Паломбы, впервые поставленная в Неаполе в 1747 г., появилась в Венеции спустя полтора года в переработке К. Гольдони. Это было первое знакомство Гольдони с новым жанром музыкальной комедии, пришедшим с юга Италии. Гольдони основательно переделал оригинальный текст, и это дает повод присмотреться внимательнее к спорам вокруг его творческого метода: к противоречиям между реформаторскими и «контрреформаторскими» тенденциями, к колебаниям между сатирой и дидактикой, реализмом и идеализацией. При анализе этой оперы вскрываются также тонкие различия в подходе Гольдони к литературной и к музыкальной комедии, вытекающие из его оценки перспектив обоих этих жанров.
Ключевые слова: итальянская опера XVIII века, неаполитанская комическая опера, венецианская опера buffa, комедии и либретто Гольдони, комический характер в опере
Дмитрий Голдобин. Обработка вокальной полифонии для гитары и для цистры в XVI веке
Статья посвящена обработкам полифонических вокальных произведений для «несовершенных» (в плане полифонических возможностей) щипковых инструментов — 4-хорной гитары и цистры, в эпоху Возрождения. «Несовершенство» этих инструментов — относительно узкий диапазон и иные технические ограничения в полифонической игре (такие как плектровая техника на цистре) — компенсировались их популярностью, приведшей к стремлению создать для них достойный репертуар на основе самых известных и излюбленных полифонических песен, а иногда и духовных произведений (мотетов). Авторы обработок идут разными путями в стремлении передать на гитаре или цистре сложное многогоголосие. Одни переносят голоса на октаву или сокращают их, не смущаясь возникающим неправильностям в гармонии и голосоведении (Ле Руа, Морле — в интабуляциях для гитары, Фалез и другие —для 4-хорной цистры), другие избирают для обработки более простые, двух-трехголосные модели (гитара: Горлье, отчасти Ле Руа), третьи не столько интабулируют полифонию вокального первоисточника, сколько глубоко ее перерабатывают, с тем чтобы приспособить ее к инструменту без потери в качестве контрапунктического письма (Горлье, для гитары). К концу XVI века появляются также 6-хорные модели цистры (Каргель, Вирки), сравнимые по полифоническим возможностям с таким «совершенным» инструментом, как лютня.
Ключевые слова: Возрождение, интабуляция, 4–хорная («ренессансная») гитара, цистра, «совершенные» инструменты, «несовершенные» инструменты, полифония
Татьяна Зенаишвили. К истории старинных клавишных инструментов: особенности клавикорда эпохи Иоганна Пахельбеля
Европейское клавикордостроение второй половины XVII —начала XVIII столетий занимает особое место в истории национальных школ изготовителей клавишных инструментов. В статье рассматриваются особенности «связанного» типа клавикорда и его значимость для музыкальной жизни Германии того времени, и в частности для творчества Иоганна Пахельбеля. Автором работы используются сведения из трактатов и иконографические документы соответствующей эпохи, а также собственные фотоматериалы из европейских музеев музыкальных инструментов.
Ключевые слова: «связанный» клавикорд, клавишные инструменты, Иоганн Пахельбель
Ольга Геро. Мистика сердца в «Fallax mundus» Дитриха Букстехуде
Центральными темами данной статьи стали аллегория, мистика и эмблематика в сочинении Дитриха Букстехуде на латинский текст «Fallax mundus», которое долгое время находилось на периферии интересов исследователей. Музыковедам долго не удавалось установить источник поэтического текста. После продолжительных поисков автором статьи была найдена серия гравюр бельгийского мастера Антона Вирикса II, которые, наряду с аллегорическими рисунками, содержали и текст, использованный Букстехуде для создания сквозной строфической песни. Сравнительному анализу стихотворения, несущего на себе отпечаток духовной практики иезуитов, и произведения Букстехуде посвящен данный очерк.
Ключевые слова: Букстехуде, Антон Вирикс II, Фюрст, гравюра, иезуиты, Страсти, мистика, аккомпанированный речитатив, da Capo
Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте.
Глава VI. Об использовании языка при игре на флейте. Глава VII. О дыхании при игре на флейте
(Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной)
Продолжение серии публикаций, в которых представлены разделы флейтовой школы И. И. Кванца, имеющие практическую направленность. В комментариях и послесловии переводчика выявляется специфика требований Кванца к артикуляции и к фразировке флейтиста.
Ключевые слова: старинная музыка, история исполнительского искусства, Иоганн Иоахим Кванц, барочная флейта
Василиса Бойкова. Зигфрид Пальм и его вклад в развитие «расширенных» виолончельных техник. Сборник «Pro musica nova: Studien zum Spielen neuer Musik für Violoncello»
В статье анализируются пьесы композиторов послевоенного авангарда, вошедшие в сборник «Этюды для виолончели к исполнению Новой музыки» — важнейшее методическое пособие подобного рода, имеющееся сегодня. С привлечением текстов аннотаций составителя хрестоматии, немецкого виолончелиста Зигфрида Пальма, объясняются особенности нотной графики, обсуждаются индивидуальный замысел каждого из рассматриваемых сочинений и специфика новых приемов игры на виолончели. Определяется роль сборника в развитии «расширенных» техник игры на струнно-смычковых инструментах, а также соотношение технических задач, которые ставили авторы пятидесятых-шестидесятых годов, с требованиями, предъявляемыми виолончелисту композиторами наших дней.
Ключевые слова: Зигфрид Пальм, современный виолончельный репертуар, инструктивное пособие, «расширенные» техники, графическая нотация, Новая музыка, Энгельман, Пендерецкий, Циммерман, Исан Юн
Юрий Холопов. Как начинать гармонический анализ?
Публикация Ивана Старостина
Статья Ю. Н. Холопова «Как начинать гармонический анализ» представляет собой методическую разработку по анализу гармонии в музыке XX века. Холопов излагает последовательность аналитических действий и демонстрирует свой метод на примерах из сочинений Дебюсси, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского и др.
Ключевые слова: Холопов, гармонический анализ, индивидуальный модус, основной принцип гармонии ХХ века
«Музыка Италии: от Ренессанса к Новому времени»
материалы научной конференции
Елена Панкина. Марко Кара — «musicus excellens» мантуанского двора 6
Надежда Игнатьева.«Верный пастух» Гварини и Мадригалы Монтеверди из Четвертой и Пятой книг 18
Екатерина Антоненко. Бальдассаре Галуппи и русская духовная музыка 34
Павел Луцкер. К истокам венецианской оперы буффа: «La maestra» А. Паломбы и «La scuola moderna o sia La maestra di buon gusto» К. Гольдони 68
Старинная музыка: проблемы интерпретации
Дмитрий Голдобин. Обработка вокальной полифонии для гитары и для цистры в XVI веке 84
Татьяна Зенаишвили. К истории старинных клавишных инструментов: особенности клавикорда эпохи Иоганна Пахельбеля 100
Из истории западноевропейского музыкального барокко
Ольга Геро. Мистика сердца в «Fallax mundus» Дитриха Букстехуде 112
История музыки в документах
Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте.
Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной 124
Музыка ХХ века: проблемы интерпретации
Василиса Бойкова. Зигфрид Пальм и его вклад в развитие «расширенных» виолончельных техник. Сборник «Pro musica nova: Studien zum Spielen neuer Musik für Violoncello» 145
Прошлое и настоящее отечественной музыкальной педагогики
Юрий Холопов. Как начинать гармонический анализ? (1995)
Публикация и предисловие Ивана Старостина 168
Сведения об авторах 176
Аннотации 179
Contributors to this issue 183
Abstracts 186
Информация для авторов 190