Научный вестник Московской консерватории №1 2012


  • Издательство: Московская консерватория, 2012

Лариса Кириллина. Сарти, Еврипид и Третий Рим
В статье прослеживается связь так называемого «Греческого проекта» Екатерины II, идеологемы «Москва — Третий Рим» и постановки в Петербурге музыкального спектакля «Начальное управление Олега» (1790) натекст ранее написанной пьесы Екатерины II, в последнем акте которой воспроизводится эпизод из трагедии Еврипида «Алкеста». Музыка Джузеппе Сарти к пятому акту пьесы оценивается в статье как уникальный эксперимент по творческой реконструкции греческого театра с текстом Еврипида (впервые переведенным на русский язык), музыкой в греческих ладах и даже с цитированием подлинной, как полагали тогда, античной мелодии, опубликованной А. Кирхером в 1650 году. Хотя модальность музыки Сарти ныне кажется иллюзорной, смелость его опыта превосходила даже реформаторские оперы Глюка и не имела аналогов в музыке современников.
Ключевые слова: Екатерина II, Сарти, Рим, Греция, Еврипид, Ломоносов, Н. А. Львов, «Начальное представление Олега», «Алкеста», греческие лады, модальность, театр, опера

Ольга Жесткова. Опера «Немая из Портичи» и ее социально-политическое значение для Франции двадцатых–тридцатых годов XIX века
Премьера оперы Д. Ф. Э. Обера и Э. Скриба «Немая из Портичи» (1828) рассматривается как важное событие в политической жизни Франции накануне Июльской революции. Анализируются особенности либретто и сценической постановки, отклики оппозиционных и правительственных изданий. Уточняется роль спектакля в истории французского музыкального театра XIX века.
Ключевые слова: «Немая из Портичи», большая опера, Июльская революция, либретто, Э. Скриб, Д. Ф. Э. Обер

Ярослав Тимофеев. О рукописи Заключительного хора И. Ф. Стравинского к «Хованщине» Мусоргского
В статье исследуется рукопись «Заключительного хора» Стравинского к Хованщине» Мусоргского в редакции Дягилева. Почти весь ХХ век этот манускрипт провел в доме ленинградского дирижера Григория Фурмана; лишь в 1994 году он стал музейным экспонатом и до сих пор не подвергался анализу. В первой части статьи на основе эпистолярных источников реконструирована история публикации «Заключительного хора» в издательстве Бесселя (1914). Во второй, основной части дано подробное источниковедческое описание манускрипта Стравинского.
Ключевые слова: Стравинский, Василий Бессель, Заключительный «Хованщины», рукопись, источниковедение

Елена Андрущенко. Новая «ипостась» шалюмо (об интертекстуальных параллелях к мюзиклу «Призрак Оперы» Э. Ллойда-Уэббера)
Статья посвящена знаменитому мюзиклу «Призрак Оперы», в котором репрезентируется своеобразная панорама оперных стилей XVIII–ХХ веков. Автор уделяет особое внимание фамилии вымышленного композитора Шалюмо — мнимого создателя grand opéra «Ганнибал». Выявляются некоторые параллели между художественным обликом Шалюмо и исторической биографией его «двойника» — деревянного духового инструмента XVII–XVIII столетий.
Ключевые слова: шалюмо, мюзикл, Э. Ллойд-Уэббер, «Призрак Оперы», grand opéra, Дж. Мейербер

Дмитрий Голдобин. Об аппликатуре правой руки в лютневых собраниях Никола Вале
В статье подробно анализируются обозначения аппликатуры правой руки в прижизненных изданиях музыки голландского лютниста Никола Валé (ок. 1583–ок. 1642). Использование этим автором двух систем нотации: традиционной для Ренессанса (предполагающей исполнение быстрых пассажей чередованием большого и указательного пальцев правой руки) и рекомендуемой в трактатах эпохи барокко (исполнение соответствующих мест чередованием среднего и указательного пальцев), — требует комментария на тему, предполагал ли Вале применение различных исполнительских техник в своих сочинениях, или же указанные различия в нотной записи — мнимые. По рассмотрении ряда гипотез представляется возможным объяснить разницу в аппликатурных обозначениях случайностью, связанной с различной степенью подробности нотации: неполной в первом случае и полной — во втором. Вероятно, что уже к 1615–1620 годам новая техника правой руки стала для Вале и многих других лютнистов основной.
Ключевые слова: Вале, Безардус (Безар), Пиччинини, «Тайна Муз», лютня (7-хорная, 8-хорная, 9-хорная, 10-хорная), табулатура, аппликатура, техника правой руки, пассажи, диминуции, (полифоническая) фантазия, вариации, пассамеццо, куранта, хорал, псалом, барокко

Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте.
Глава V. О нотах, их длительностях, такте, паузах и других музыкальных обозначениях
(Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной)
Продолжение серии публикаций, в которых представлены разделы флейтовой школы И. И. Кванца, имеющие практическую направленность. В комментариях переводчика поясняются вопросы, связанные с барочным ладовым учением и учением о такте и их терминологией.
Ключевые слова: старинная музыка, история исполнительского искусства, Иоганн Иоахим Кванц, барочная флейта

Анна Пустлаук. Траверс-флейта — к истории инструмента
(Перевод Екатерины Дрязжиной)
Очерк содержит краткую историю траверс-флейты эпохи барокко и классицизма: ее истоки, особенности конструкции и внешнего вида, их развитие на протяжении XVIII века. Особое внимание уделяется флейтам И. И. Кванца.
Ключевые слова: траверс-флейта, барочная флейта, классическая флейта, изготовители флейт, Иоганн Иоахим Кванц, Фридрих Великий

Евгения Чигарева. Там, где кончается музыка, вступает слово… (Голос в инструментальных сочинениях Николая Корндорфа)
Особое использование человеческого голоса в творчестве Корндорфа: пение без слов одного из исполнителей-инструменталистов как превышение достигнутого уровня выразительности и выход за пределы возможного, — рассматривается в контексте характерного для композитора синтеза техник и музыкально-языковых приемов различной жанровой природы. Материалом анализа послужили Пассакалия для виолончели соло (1997) и «речевая композиция» «Welcome!» для женского хора и инструментов (1995). Голос в инструментальных сочинениях Кондорфа — это символ Слова, обращения, послания, не выразимого на вербальном языке и относящегося к «невербальной семантике». Интонация-слово Корндорфа стоит в одном ряду с такими явлениями в творчестве композитора, как интонация-тембр (особый, сонористический план) и интонация-жест (в случае использования инструментального театра).
Ключевые слова: Николай Корндорф, синтез, голос, слово, невербальная семантика, интонация

Константин Рычков. Классическая музыка в голливудском кино
Классическая музыка «сотрудничает» с голливудским кинематографом уже около века, и на протяжении всего этого времени кинокомпозиторы оттачивали мастерство цитирования. К сегодняшнему дню сформировалось множество приемов использования классики в саундтреке. В статье предпринята попытка их обобщения и систематизации.
Ключевые слова: Голливуд, киномузыка, саундтрек, цитирование, классическая музыка

Елена Ровенко. Интуитивный метод А. Бергсона: к проблеме методологии гуманитарных наук
Настоящая публикация посвящена методологии Анри Бергсона в контексте проблематики современного гуманитарного знания. В первой части статьи анализируются критерии бергсоновского разграничения двух способов познания (рационального и интуитивного) и двух форм репрезентации его результатов (понятийная и образная). На основе образов философ разрабатывает особые качественные образы-понятия (к ним относятся знаменитые la durée и élan vital). Искусство как область человеческого духа, предельно близкая, по  Бергсону, интуитивной философии, рассматривается во второй части статьи; показываются возможности применения образов-понятий для исследования художественных произведений рубежа XIX–XX веков.
Ключевые слова: Бергсон, интуитивный метод, понятие, образ, качественные понятия-образы, первичная (философская) интуиция, длительность, жизненный порыв, искусство, жизнь цвета, развитие материала.

Иван Старостин. Проблема, не утратившая актуальности
Юрий Холопов. Музыка и школа на пороге нового века (1999)
В связи с 80-летним юбилеем со дня рождения Ю. Н. Холопова, отмечаемым в 2012 году, «Научный вестник Московской консерватории» начинает публикацию неизданных статей из архива ученого. Статья «Музыка и школа на пороге нового века» (1999) посвящена не потерявшей и сегодня актуальности проблеме сближения музыкально-теоретического образования и современной художественной практики: Ю. Н. Холопов утверждает, что полноценному освоению современной музыки учащимися препятствует размежевание учебных планов теоретических дисциплин и аргументирует необходимость введения нового комплексного курса «теории современной композиции». Необходимость курса ТСК ныне официально признана, и он включен в новые образовательные госстандарты; идеи Холопова, изложенные в публикуемой статье, могут оказать существенную помощь в реализации курса на практике.
Ключевые слова: музыкальное образование, Новая музыка, теория современной композиции

Тринадцатый конгресс международного общества по изучению XVIII века

Лариса Кириллина. Музыка на конгрессе в Граце: заседания и культурная программа 5

Музыкальный театр: история, теория, документы

Лариса Кириллина. Сарти, Еврипид и Третий Рим 12

Ольга Жесткова. Опера «Немая из Портичи» и ее социально-политическое значение для Франции 20–30-х годов XIX века 42

Ярослав Тимофеев. О рукописи Заключительного хора И. Ф. Стравинского к «Хованщине» Мусоргского 54

Елена Андрущенко. Новая ипостась шалюмо (об интертекстуальных параллелях к мюзиклу «Призрак оперы» Э. Ллойда-Уэббера) 92

Старинная музыка: проблемы интерпретации

Дмитрий Голдобин. Об аппликатуре правой руки в лютневых собраниях Никола Вале 100

История музыки в документах

Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте
Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной 118

Анна Пустлаук. Траверс-флейта – к истории инструмента 128
Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной

Творчество современных отечественных композиторов

Евгения Чигарева. Там, где кончается музыка, вступает слово… (об особой роли вербального ряда в сочинениях Николая Корндорфа) 138

Музыка и кино

Константин Рычков. Классическая музыка в голливудском кино 148

Музыка и эстетика

Елена Ровенко. Интуитивный метод А. Бергсона: к проблеме методологии гуманитарных наук 170

Прошлое и настоящее отечественной музыкальной педагогики

К 80-летию со дня рождения Ю.Н. Холопова

Иван Старостин. Проблема, не утратившая актуальности 206

Юрий Холопов. Музыка и школа на пороге нового века (1999) 208


Сведения об авторах 215

Аннотации 217

Contributors to this issue 219

Abstracts 221

Информация для авторов 223