Константин Зенкин. О подвижности структур в произведениях Листа: от романтической формы-процесса к «открытой форме»
На примере некоторых произведений Листа, в том числе Сонаты си минор, в статье рассматривается специфика романтического формообразования, протекание формы во времени и неоднозначность композиционных функций – в тесной связи с использованием гармонических структур. Представлено существенное нарастание черт «открытой формы» (термин И. А. Барсовой) от произведений центрального периода («Долина Обермана», Соната) к позднему творчеству (симфоническая поэма «От колыбели до могилы», ряд фортепианных пьес). Отмечаются композиционно-временные особенности произведений позднего Листа, вышедшего за пределы романтической поэтики.
Ключевые слова: романтизм, Ференц Лист, фортепианная музыка, форма как процесс, «открытая» форма
Елена Шабшаевич. Московская гастроль Листа
Статья посвящена гастролям Листа в Москве в 1843 году. В ней вводится в научный обиход дневник Е. В. Филатьевой – архивный источник, фрагменты которого публикуются впервые. Благодаря свидетельствам Филатьевой можно восполнить недостатки информации о репертуаре, который исполнял Лист, о визитах, которые он наносил, о темах разговоров с ним в светских салонах, об оказываемой им благотворительной помощи. Эти материалы, данные в постоянном сопоставлении с другими, известными, документами о пребывании Листа в Москве, существенно обогащают наше представление о само`м великом пианисте и о том, как воспринимала его московская публика.
Ключевые слова: Ференц Лист, музыкальная жизнь Москвы
Ярослава Кабалевская. «Лебединая песня» А. Аренского – музыка к пьесе Шекспира «Буря»
В статье представлен краткий обзор жизненного и творческого пути А. С. Аренского – выдающегося русского музыканта, профессора Московской консерватории. Основное внимание уделено последнему произведению композитора – музыке к спектаклю Малого театра «Буря». Автор статьи освещает историю создания сочинения, отмечает характерные особенности драматургии и музыкального материала.
Ключевые слова: Антон Аренский, Вильям Шекспир, «Буря», Московская консерватория, русский театр, музыка к спектаклю
Григорий Лыжов. «Появление ткани». К проблеме лада в партите С. Губайдулиной «Семь слов»
В статье рассматривается специфика звуковысотной организации одного из выдающихся сочинений Софии Губайдулиной «Семь слов» для виолончели, баяна и струнных (1982). Грамматика его музыкального языка незадана изначально, но осознается постепенно, как бы «проступает» сквозь форму целого. В результате складывается то, что можно назвать ладом высшего порядка или металадом, который открывается слушателю только путем ретроспективного синтеза.
Ключевые слова: София Губайдулина, звуковысотная система
Николай Зенкин. «Революционная» новизна и несокрушимый традиционализм: заметки о Концерте для фагота и низких струнных Софии Губайдулиной
Не ставя целью дать подробный и всесторонний анализ Концерта, автор статьи рассматривает его интонационно-стилевую драматургию в контексте широкого круга проблем: жанр концерта в классико-романтической традиции и современности, проблема солиста («героя») и оркестра («общества», «массы», «толпы»), роль исполнителя (Валерия Попова) в истории создания произведения, солирующий инструмент и расширение его возможностей, метаморфозы классической конфликтной драматургии в новейшей музыке, авангардные поиски новых звучаний.
Ключевые слова: София Губайдулина, жанр, концерт, фагот, музыкальная драматургия, конфликт
Ирина Великовская. Соната «Радуйся!» для скрипки виолончели Софии Губайдулиной: диалог с философией Григория Сковороды
В статье прослеживается влияние философской концепции Г. Сковороды на замысел сочинения С. Губайдулиной. Рассматривается одна из важнейших идей философа – возможность человека обрести истинное счастье, открыв в своем сердце Бога – и ее переосмысление в творчестве композитора. Автор статьи показывает, как религиозно-философские идеи воплощаются в музыкальном тексте с помощью жанровых ассоциаций и развернутой системы музыкальной символики.
Ключевые слова: София Губайдулина, Григорий Сковорода, музыкальная символика, семантика
Марина Чебуркина. Эволюция французского органостроения от Возрождения к барокко
Первая из трех публикаций о роли декартовских идей «метода» и «порядка» в системе французского органного искусства барокко, объединяющего органостроение, композиторское творчество и исполнительство. В результате сравнительного анализа органных диспозиций Возрождения и барокко в статье выявляются новые – рациональные – принципы французского органостроения рубежа XVI–XVII веков, воссоздается «диспозиция-тип» раннего периода французского барокко, отвечающая критериям «метода» и «порядка».
Ключевые слова: французское органостроение, Возрождение, барокко, органная диспозиция, органные регистры, Рене Декарт, идеи «метода» и «порядка»
Александр Великовский. «Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк III. К истории интерпретаций и истолкований
Публикация представляет собой третий, заключительный очерк, посвященный «Гольдберг-вариациям» И. C. Баха. Анализируются различные подходы к осмыслению этого сочинения, авторы которых, исследователи, исполнители и редакторы музыки Баха XX–XXI веков, стремятся выявить скрытые пласты содержания и некую «координирующую идею» цикла. Поскольку рассматриваемые истолкования «Гольдберг-вариаций» носят субъективный характер и основаны, прежде всего, на умозрении и интуиции (историко-контекстуальные интерпретации были представлены в двух предыдущих очерках), в статье предпринята попытка систематизировать концепции подобного рода, объяснить их внутреннюю логику и определить породившие их культурно-исторические тенденции.
Ключевые слова: Иоганн Себастьян Бах, «Гольдберг-вариации», вариационный цикл, кводлибет, баховедение, интерпретация музыкального содержания, музыкальная культурология, числовая символика
Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте. Глава IV. О постановке губ (Embouchure)
(Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной)
Продолжение серии публикаций, в которых представлены разделы флейтовой школы И. И. Кванца, имеющие практическую направленность. В комментариях и послесловии переводчика выявляется специфика требований Кванца к постановке губ исполнителя и к технике извлечения звуков на флейте. Высказываются предположения о том, что могло побудить автора трактата к созданию методы, существенно расходящейся с постулатами других современных Кванцу школ и с принятыми в настоящее время приемами игры на барочной флейте.
Ключевые слова: старинная музыка, история исполнительского искусства, Иоганн Иоахим Кванц, барочная флейта, амбушюр, Жак Вокансон
Юлия Москва. Григорианская модальность и формообразование (на материале францисканских рукописных книг градуалов)
В статье представлены результаты структурного анализа григорианских песнопений на материале францисканских рукописных градуалов. Исходным пунктом выступает текстовое простое предложение, состоящее из четырех разделов: интонация, серединная каденция, реинтонация и заключительная каденция. Составлен словарь типовых мелодических образований – по модусам и по жанрам, с учетом всех вариантов. Выделены характерные способы мелодического развертывания – типовые модальные движения. Выявлено, что формулы и движения выполняют разные структурные функции. В результате уточнены представления о григорианских техниках сочинения, принципах соотношения текста и напева, структурных особенностях отдельных жанров и интонациях, характерных для каждого модуса.
Ключевые слова: григорианская модальность, григорианские модусы, формообразование, мелодическая формула, типовое модальное движение
Валентина Холопова. Новации – интуиция – смысл: «Маятник Фуко» Владимира Тарнопольского
«Маятник Фуко» для большого ансамбля (2004) В. Тарнопольского адресует слушателей к одноименному роману У. Эко. Обращаясь к спектральной технике, автор музыки преломляет ее по-своему. Оригинальна композиционная идея произведения, с ее модуляцией из ведущей гармонии в ведущий ритм. В статье подробно рассматривается композиция пьесы, делается вывод о полноценности в ней основных элементов музыки – гармонии, ритма, мелодии. С содержательной позиции отмечается присутствие всех трех сторон музыкального содержания: эмоции, изобразительности и символики. Благодаря аллюзиям на Скрябина и Стравинского, доказывается принадлежность к русской музыке
Ключевые слова: Владимир Тарнопольский, «Маятник Фуко», спектральная техника, новейшая музыка, русская традиция
Иван Старостин. Танеев-учитель
Статья посвящена деятельности Танеева – преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в стенах Московской консерватории. Основное внимание сосредоточено на индивидуальных особенностях педагогической манеры Танеева, стиле его общения с учениками, художественных пристрастиях, нравственных установках, образе жизни. Определяются основные педагогические принципы Танеева: историзм, практическая направленность преподавания, многопрофильность обучения начинающих композиторов, индивидуальный поход к занятиям с каждым учеником. В дальнейшем эти научно-методические принципы, взятые на вооружение учениками и последователями Танеева, стали основополагающими для музыкально-теоретической школы Московской консерватории.
Ключевые слова: Сергей Танеев, Московская консерватория, научно-методические принципы, функциональная теория гармонии, музыкально-теоретическая концепция
Инна Барсова: «Могу пожелать одного: не переставать удивляться...»
(интервью взял Валерий Березин)
Один из старейших профессоров Московской консерватории рассказывает о своей научной и педагогической деятельности, музыкальных интересах и ярких жизненных впечатлениях, вспоминает педагогов и замечательных людей из своего окружения.
Ключевые слова: Московская консерватория, Густав Малер, Александр Мосолов, венецианская многохорность, чтение партитур
Памятные даты 2011 года:
Ф. Лист (1811–1866)
Константин Зенкин. О подвижности структур в произведениях Листа: от романтической формы-процесса к «открытой форме» 5
Елена Шабшаевич. Московская гастроль Листа 14
А. Аренский (1861–1906)
Ярослава Кабалевская. «Лебединая песня» А. Аренского – музыка к пьесе Шекспира «Буря» 40
Юбилей: С. Губайдуллина (1931)
Григорий Лыжов. «Появление ткани». К проблеме лада в партите С. Губайдулиной «Семь слов» 54
Ирина Великовская. Соната «Радуйся!» для скрипки виолончели Софии Губайдулиной: диалог с философией Григория Сковороды 78
Николай Зенкин. «Революционная» новизна и несокрушимый традиционализм: заметки о Концерте для фагота и низких струнных Софии Губайдулиной 87
Из истории западноевропейского музыкального барокко
Марина Чебуркина. Эволюция французского органостроения от Возрождения к барокко 95
Александр Великовский. «Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк III. К истории интерпретаций и истолкований 106
История музыки в документах
Иоганн Иоахим Кванц. Опыт руководства по игре на поперечной флейте
Перевод и комментарии Екатерины Дрязжиной 128
Проблемы музыкальной медиевистики
Юлия Москва. Григорианская модальность и формообразование (на материале францисканских рукописных книг градуалов) 144
Творчество современных отечественных композиторов
Валентина Холопова. Новации – интуиция – смысл: «Маятник Фуко» Владимира Тарнопольского 160
Прошлое и настоящее отечественной музыкальной педагогики
Вторая сессия научного совета по проблемам истории музыкального образования. Информационное письмо 175
Иван Старостин. Танеев-учитель 177
Интервью
Инна Барсова: «Могу пожелать одного: не переставать удивляться...» 188
С профессором Московской консерватории, доктором искусствоведения Инной Алексеевной Барсовой беседует Валерий Березин
Сведения об авторах 198
Аннотации 202
Contributors to this issue 206
Abstracts 209
Содержание номеров 1–3 за 2011 год 213
Информация для авторов 215