Сергей Лебедев. Мουσικός — musicus — музыкант. Очерк музыкальной терминологии Боэция
Статья посвящена обсуждению перевода ключевого термина в трактате «Основы музыки» Боэция (написан между 500 и 510 г.). Проблема состоит в том, что старинные коннотации слова musicus чужды современному научному мышлению, отчего и в современном языке не находится слова для его передачи. Автор статьи разворачивает обширный контекст старинного употребления этого слова (античные греческие и римские, а также старинные русские источники) и на его основе аргументирует собственную его интерпретацию. В конце статьи дан новый перевод знаменитой главы «Quid sit musicus», определяющей специфику термина и понятия musicus у самого Боэция.
Юлия Литвинова. «Античные» музыкальные инструменты в интермедиях на свадьбу Козимо I де Медичи и Элеоноры Толедской (1539)
В ренессансном театре античные музыкальные инструменты встречались столь же часто, как и в изобразительном искусстве того времени. Сценический облик мифологических и аллегорических персонажей должен был соответствовать требованиям иконографии, и постановщики следовали этим правилам. В статье рассматривается, как сведения из античных источников воздействовали на изображение античных музыкальных инструментов в интермедиях Дж. Б. Строцци Старшего (1504–1571), исполненных с комедией А. Ланди «Удобный случай» в честь бракосочетания Козимо I де Медичи и Элеоноры Толедской. Статья дополняется публикацией фрагментов из отчета П. Ф. Джамбуллари «Украшения и празднества…» (в переводе на русский язык, выполненном автором статьи), в которых подробно описываются интермедии Строцци.
Дмитрий Голдобин. Капсбергер, обработки мадригалов для китарроне: традиционный музыкальный жанр в новом инструментальном претворении
Анализ двух пьес Джованни Джироламо Капсбергера из его недавно найденной (2001/2) Третьей книги для китарроне (1626) — обработок (интабуляций) мадригалов «Ancidetemi pur» (Я. Аркадельт) и «Com’esser può» (Джезуальдо ди Веноза) — автор статьи представляет в широком историческом контексте. Показано, как вокально-полифоническая по своему происхождению музыка адаптируется к техническим и выразительным возможностям китарроне (теорбы) — инструмента группы basso continuo, приспособленного к исполнению сложной полифонической фактуры гораздо менее, чем лютня или клавишные. Рассмотрено, как полифонические пьесы-«модели» превращаются в идиоматичную и виртуозную инструментальную музыку жанра passeggiato, путем, с одной стороны, упрощения контрапунктического письма, с другой — орнаментирования фигурами, характерными для стиля теорбы. Выявлены стилистические различия в подходе Капсбергера к двум разным мадригалам и их возможные причины.
Ксения Ноговицына. «Эрминия» Гвидо Казони — Бьяджо Марини: ренессансный театр на барочной сцене
В статье рассматриваются два сочинения Б. Марини (1594–1663), в основу которых положены парафразы венецианского поэта Г. Казони на тексты поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», — монолог «Слезы Эрминии» (ор. 6, 1623) и мадригал для шести голосов и шести инструментов «Прекрасная Эрминия» (ор. 7, 1634). Приводятся новые данные об истории создания этих произведений и их поэтических первоисточниках. Показывается, что несмотря на жанровые и стилистические различия, оба произведения Марини генетически связаны с импровизационными вокальными формами Ренессанса (aria per cantar sonetti, romanesca).
В приложении помещены переводы стихотворений «В уединенной долине» и «Прекрасная Эрминия» Г. Казони и предисловий к ним, а также транскрипция вокального монолога «Слезы Эрминии» Б. Марини, выполненные автором данной статьи.
Ольга Геро. Музыкальная поэзия и поэтическая проза в «An filius non est Dei» Дитриха Букстехуде
Эта статья посвящена латинскому сочинению Д. Букстехуде «An filius non est Dei». Удивительная гармоничность, полнота образного содержания и совершенство формы ставят это произведение в один ряд со Страстным циклом «Тело Иисуса нашего». В центре статьи — вопросы музыкальной и текстомузыкальной формы. При этом особое внимание уделяется методу работы композитора над текстом. Автор пытается найти ответ на вопрос, что же происходит в музыке, когда поэтический текст композитор превращает в прозаический, и почему он так поступает.
Александр Великовский. «Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк II. Композиционный метод и внутренняя структура цикла
Публикация продолжает серию статей, посвященных «Гольдберг-вариациям» И. С. Баха. Особенность композиционного метода, примененного автором в этом произведении, заключается в соединении двух типов варьирования — свойственного вариациям на basso ostinato и присущего жанрово-характерным вариациям. Первый проявляется в наличии басовой темы, пронизывающей все пьесы цикла, второй — в индивидуальном облике каждой из вариаций. Несмотря на стилистическое разнообразие и «пестроту», в цикле прослеживаются строгая структурированность, периодичность и симметрия. Благодаря особым стилистическим признакам, все тридцать вариаций складываются в десять групп («троек») с неизменно повторяющейся последовательностью «сюитный танец — токката — канон». В статье также прослежена история постижения исследователями данной внутренней структуры.
Татьяна Зенаишвили. Клавесин или клавикорд? — методические предпочтения Георга Симона Лелейна
Статья посвящена трактату Г. С. Лелейна «Клавикордная школа», который, благодаря его изданию на русском языке в 1773 году, оставался в России наиболее популярным руководством по клавирной игре. Исследуются вопросы, связанные со спецификой российской трактовки термина «клавикорды» и выявляется позиция автора трактата по отношению к клавикорду и его роли в процессе обучения клавириста. Кроме того, рассматриваются особенности туше на клавикорде, а также вопросы орнаментики и артикуляции, изложенные в трактате с помощью подробных аппликатурных указаний.
Марина Лебедь. Русский Дневник Альфредо Казеллы. Путешествие из Петербурга в Москву и обратно
«Русский дневник» впервые был опубликован в январе 1927 года в итальянской ежедневной газете «La Tribuna». Он написан «по следам» двухнедельной гастрольной поездки в Советский Союз всемирно известного в то время итальянского музыканта А. Казеллы. Востребованный композитор, чья музыка регулярно звучала на концертных площадках Европы и двух Америк, пианист-виртуоз и дирижер, глава самых значимых творческих объединений итальянских музыкантов и организатор крупных международных фестивалей — Казелла был одной из самых видных фигур в итальянской музыкальной культуре 1920–30-х годов. Он стал первым итальянским музыкантом, побывавшим в нашей стране после Октябрьской революции с официальным визитом. «Русский дневник» Казеллы впервые публикуется на русском языке и сопровождается вступительной статьей и комментариями.
Материалы научной конференции «Теория музыки в России: традиции и перспективы»
Александр Соколов. О кафедре теории музыки. Еще двадцать лет спустя 6
Константин Зенкин. О русских теоретических концепциях истории музыки 14
Григорий Лыжов. Мост к современности. О стилевом курсе гармонии 22
Игорь Кузнецов. Cостояние и перспективы развития курса полифонии 33
Наталия Симакова. Полифония: курс будущего 38
Валентина Холопова. Междисциплинарные акценты общей теории музыки 42
Александр Бондурянский. Музыкальное профессиональное образование в России:
взгляд в будущее 48
Античное наследие в истории западноевропейской музыкальной культуры
Сергей Лебедев. Μουσικός — musicus — музыкант. Очерк музыкальной терминологии Боэция 52
Юлия Литвинова. «Античные» музыкальные инструменты в интермедиях на свадьбу Козимо I де Медичи и Элеоноры Толедской (1539) 66
Пьер Франческо Джамбуллари. Украшения и празднества, устроенные на свадьбу Синьора Герцога Флоренции и Герцогини, супруги его, со стихами, мадригалами, комедией и интермедиями (фрагменты)
Перевод и комментарии Юлии Литвиновой 91
Из истории западноевропейского музыкального барокко
Дмитрий Голдобин. Капсбергер, обработки мадригалов для китарроне (теорбы): традиционный музыкальный жанр в новом инструментальном претворении 103
Ксения Ноговицына. Эрминия Гвидо Казони — Бьяджо Марини: ренессансный театр
на барочной сцене 126
Ольга Геро. Музыкальная поэзия и поэтическая проза в «An filius non est Dei» Дитриха Букстехуде 164
Александр Великовский. «Гольдберг-вариации» И. С. Баха. Очерк II. Композиционный метод и внутренняя структура цикла 174
Россия и западноевропейские музыканты
Татьяна Зенаишвили. Клавесин или клавикорд? — методические предпочтения Георга Симона Лелейна 191
Марина Лебедь. Русский дневник Альфредо Казеллы: путешествие из Петербурга
в Москву и обратно 202
Альфредо Казелла. Мой русский дневник.
Перевод и комментарии Марины Лебедь 208
Рецензии
Н. А. Герасимова-Персидская. Уникальный памятник древнерусской певческой традиции и письменности ХII века. Лозовая И. Е. Древнерусский нотированный Параклит ХII века: Византийские источники и типология древнерусских списков 218
In memoriam
Татьяна Гордон, Михаил Лопатин. Полифония мысли. Памяти Т. Н. Дубравской 222
Сведения об авторах 224
Аннотации 229
Contributors to this issue 232
Abstracts 236
Информация для авторов 239