Научный вестник Московской консерватории №1 2011


  • Издательство: Московская консерватория, 2011
  • К-во страниц: 215
  • ISBN: 2079-9438

Лариса Кириллина. Турецкая тематика в творчестве Моцарта
В статье анализируются произведения Моцарта с ориентальными или турецкими сюжетами, либо неким образом связанные с «янычарской» музыкой его времени. Ориентализм Моцарта рассматривается здесь не как дань популярной моде, а как выражение личного отношения композитора к некоторым весьма важным проблемам йозефинистской эпохи (культурным, общественным, политическим). Произведения 1780-х годов выражают внутреннюю веру Моцарта в гуманистические идеалы («Похищение из сераля»), его вкус к колоритной чужестранности и его личную поддержку в адрес императора Иосифа II во время войны, которую он вел против Турции в союзе с Россией. Однако, даже создавая в 1788–1789 годах политизированные пьесы на злободневные темы, Моцарт помнил о том, что милосердие выше мщения, а понимание плодотворнее вражды.

Карина Зыбина. Литургическое и светское в музыке В. А. Моцарта:
смысловые параллели
Статья посвящена некоторым сочинениям В. А. Моцарта, содержащим в себе литургические цитаты. К таковым относятся как церковные произведения (в первую очередь, мессы), так и светские (например, симфонии). Анализируя неожиданные связи между сочинениями разных жанров, автор приходит к выводу о том, что эти цитаты помогают понять скрытые смыслы моцартовской музыки.

Роман Насонов. Dies illa: мотив «кары Божьей» в двух шедеврах В. А. Моцарта
В статье раскрывается религиозно-нравственный смысл двух поздних шедевров творчества В. А. Моцарта: оперы Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni и Реквиема. Анализ либретто Да Понте и музыкальной драматургии оперы позволяет выделить в ней два ключевых момента: отказ героев от «долга чести» (кровавого возмездия Дон Жуану) и ужас композитора перед тем, что он должен запечатлеть в финале своего произведения, — карой грешника свыше, в соответствие с законами разумной справедливости. Особенности словесного текста и музыка некоторых важнейших сцен позволяют предположить, что, среди прочих, в истории «наказанного распутника» отразились средневековые представления, запечатленные в секвенции Dies irae. В своем последнем творении Моцарт имел возможность обратиться к ее тексту непосредственно и тем самым открыто выразить собственное отношение к идее Страшного Суда. Авторские страницы Реквиема полны ужаса перед грядущим возмездием, передают растерянность человека-грешника, ожидающего справедливого наказания. Суть средневековой секвенции —молитва о Божей милости — не находит отражения в музыке Моцарта. Не имея веры в милосердие традиционных божеств, умирающий композитор оставил миру несколько тактов Lacrimosa — в которых и грешники, и праведники (если таковые имеются) оплаканы без разделения, по законам собственной, моцартовой морали…

Сергей Михеев. Десятая симфония Густава Малера: пути от нотного текста к звуковой реализации. О двух оркестровых версиях незавершенного произведения
(редакции Дэрика Кука и Рудольфа Баршая)
В статье рассматриваются проблемы, связанные с завершением неоконченной Десятой симфонии Малера на примере третьей части симфонии («Purgatorio»). Для сравнения избраны оркестровые редакции Дэрика Кука и Рудольфа Баршая, демонстрирующие два различных подхода к восстановлению произведения. Даётся описание имеющихся рукописей Малера, анализируются многообразные проблемы, возникающие в связи с завершением произведения: текстологические трудности, артикуляция, фактура, тембровое развитие, тембровая модуляция, формообразование в его связи с оркестровкой и т. д. Детально анализируется ряд фрагментов партитуры. Сделана попытка сформулировать суждение об адекватности обеих редакций стилю и композиторской технике Малера.

Наталия Савкина. За горизонтами дневника С. С. Прокофьева: о Горчакове
Статья посвящена одному из секретарей С. С. Прокофьева — Г. Горчакову. Молодой музыкант, который расшифровывал музыкальные и литературные рукописи Прокофьева, писал под его диктовку, в течение нескольких лет был проводником литературной и музыкальной мысли композитора, довел до стадии завершения несколько крупных партитур Прокофьева. Помимо музыки, сближало их и общее вероучение, которому оба были привержены: Христианская наука. Эту общность иллюстрирует публикация письма Г. Горчакова Лине Прокофьевой 1984 года. В нем затрагиваются вопросы религии, кроме того, Горчаков комментирует оперу «Война и мир». В эпизоде на съемках документального фильма о Прокофьеве, в поступках и высказываниях скромного секретаря время от времени высвечиваются неизвестные, иногда неожиданные грани в портрете великого Прокофьева.

Екатерина Антоненко. К истории отношений Бальдассаре Галуппи
и русского императорского двора
Появление итальянских музыкантов в России обозначило новый этап в развитии русской музыкальной культуры XVIII века. В настоящей статье приведены новые документы, проливающие свет на отношения знаменитого итальянского композитора Б. Галуппи и русского императорского двора, в частности переписка Галуппи и Екатерины II 1780 года. Эта переписка свидетельствует о важной роли Галуппи в становлении Дм. Бортнянского как композитора. Несмотря на краткий срок службы Галуппи в России (1765–68), его отношения с русским двором продолжались почти до конца жизни композитора. Красноречивые свидетельства этому удалось найти в составленных современником Галуппи описаниях торжеств по случаю прибытия в Венецию наследника русского престола Павла Петровича и его жены Марии Федоровны через 14 лет после возвращения Галуппи из России на родину.

Марина Подгузова. «Пишу я партитуру совершенно заново», или неизвестные обстоятельства одной оперной постановки
(об опере «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля в оркестровке Д. Р. Рогаль-Левицкого)
В статье освещаются неизвестные факты, касающиеся истории создания оперы М. В. Коваля «Емельян Пугачёв», поставленной в 1942 году Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова. Материалом послужила неизданная переписка оркестратора оперы Д. Р. Рогаль-Левицкого, хранящаяся в архивном фонде музыковеда В. А. Киселёва, позволяющая по-новому расставить акценты в истории создания оперы.

Михаил Лопатин. Три лика Окегема (историографическое эссе)
Данная статья представляет собой попытку критического обзора ключевых концепционных представлений о творчестве одного из крупнейших музыкантов второй половины XV века — Й. Окегема. Трудами исследователей XIX–XX веков были сформулированы, по крайней мере, три отличных друг от друга представления о музыке этого мастера, ее эстетических предпосылках. Исторически более ранним является образ мастера контрапункта, любителя сложнейших технических «кунштюков» (И. Форкель, Дж. Баини, Р. Кизеветтер, многие отечественные исследования рубежа XIX – начала XX века). В 1930-е годы появился новый взгляд на Окегема, в котором акцентировалась мистическая сторона его музыки, ее кажущаяся «иррациональность» (Г. Бесселер, П. Г. Ланг, Р. Штефан, М. Букофцер, Э. Ловинский). Наконец, в 1960-е годы появился ряд исследований, посвященных числовому анализу и символике музыки Окегема (труды В. Элдерса, М. Хенце и др.). В настоящее время наблюдается попытка объединить все противоречивые линии, создать некий единый, цельный образ мастера. Ныне отдельные лики мыслятся неразрывно переплетенными в сложном многоголосии образа Окегема — одновременно строгого рационалиста и глубочайшего мистика (Л. Бернстайн).

Татьяна Гордон. Amor Divinus: союз небесного и земного в «мадригальной» мессе
В статье рассматривается проблема сосуществования духовного и светского начал в специфической ренессансной разновидности мессы, «мадригальной». В контексте эстетики, философских течений того времени и, в частности, концепции любви, выясняются особенности трактовки мадригала композиторами эпохи Возрождения. Феномен мессы на мадригальный источник раскрывается на примере из творчества Дж. П. да Палестрина (мессе композитора «Qual’e più grand’o Amore», написанной на одноименный мадригал Ч. де Роре).

Ольга Геро. «Rhythmica oratio» и ее парафразы в лютеранской песенной традиции
Статья посвящена одному из самых популярных в XVII веке гимнов, который был многократно переведен на немецкий язык. В статье предпринимается попытка прояснить вопросы авторства гимна, рассматриваются образные и структурные особенности текста и его парафраз. Особое внимание уделено церковным песням и новым мелодиям, на которые распевались данные тексты.

Полина Захарова. Топосы музыки И. Брамса
В статье рассматривается система топосов музыки Брамса. Ее составляют не общепринятые (в отличие от музыкальной топики XVIII века), но, тем не менее, вполне определенные и узнаваемые комплексы музыкально-выразительных средств, устойчивость которых объясняется образным единством всего творчества композитора. Элементы семантической системы Брамса зачастую традиционны: бурдоны, простая хоральная фактура, «золотые ходы валторн» составляют топос «пасторали»; органный пункт и ритмическое остинато, отсылающие к аналогичным образам у И. С. Баха, — топос блаженства. Однако за этой кажущейся «традиционностью» открывается своеобразие романтического мировоззрения композитора, который трансформирует музыкальные символы, наполняя их новым, индивидуальным содержанием. Музыка Брамса не обещает страдальцам утешение по ту сторону земного бытия, а дает его hinc et nunc, «здесь и сейчас», не столько в размышлении о будущем блаженстве, сколько в реальном его переживании.

Анастасия Селиванова. «Сократ» Эрика Сати: Musique d’ameublement или репетитивная музыка?
Французский композитор Эрик Сати своим творчеством предвосхитил многие последующие музыкальные направления, в том числе минимализм. В статье рассматривается его симфоническая драма «Сократ», вершинное произведение, в котором отразились многочисленные стилистические новаторства Сати.

Надежда Донцева. Джаз в творчестве Б. А. Циммермана: полистилистика или утопия свободы?
Статья суммирует сведения об использовании джазовой музыки в творчестве Б. А. Циммермана и выявляет причины интереса композитора к этому феномену. В широком контексте рассматривается история взаимоотношений Циммермана с джазом, начиная от первых опытов в сфере развлекательной музыки и заканчивая масштабными проектами с профессиональным фриджазовым коллективом — «Квинтетом Манфреда Шоофа». Анализ ряда сочинений позволяет классифицировать джазовые идиомы у Циммермана, определить характерный для их появления смысловой контекст. Использование элементов джаза представлено в связи с идеей «плюралистического метода» Циммермана (родственного полистилистике), но при этом констатируется особое положение джазовой музыки в мировоззрении и художественной практике композитора. И в своих текстах о музыке, и в собственно музыкальных произведениях (традиционно содержащих многочисленные литературные аллюзии) Циммерман мыслил джазовую импровизацию как одно из ярчайших проявлений «свободы» в современном искусстве. Импровизация джазовых музыкантов, преодолевая детерминизм композиционных структур, часто становится знаком свободного выбора человека, в том числе, его свободы уйти из жизни — поступка, который в сочинениях последних лет жизни Циммермана воспринимается как единственное подлинное проявление свободы.

Памятные даты 2011 ГОДА

Моцарт (1756–1791)

Лариса Кириллина. Турецкая тематика в творчестве В. А. Моцарта 5

Карина Зыбина. Литургическое и светское в музыке В. А. Моцарта:
смысловые параллели 26

Роман Насонов. Dies illa: мотив «кары Божьей» в двух шедеврах В. А. Моцарта 36

Малер (1860–1911)

Сергей Михеев. Десятая симфония Густава Малера: пути от нотного текста к звуковой реализации. О двух оркестровых версиях незавершенного произведения (редакции Дэрика Кука и Рудольфа Баршая) 61

Прокофьев (1891–1953)

Наталия Савкина. За горизонтами дневника С. С. Прокофьева: о Горчакове 83

Из истории отечественной музыки: новые документы

Екатерина Антоненко. К истории отношений Бальдассаре Галуппи и русского императорского двора 92

Марина Подгузова. «Пишу я партитуру совершенно заново», или неизвестные обстоятельства одной оперной постановки 105

Из истории западноевропейской музыки

Михаил Лопатин. Три лика Окегема (историографическое эссе) 110

Татьяна Гордон. Amor Divinus: союз небесного и земного 122

Ольга Геро. «Rhythmica oratio» и ее парафразы в лютеранской песенной традиции 133

Полина Захарова. Топосы музыки И. Брамса 143

Из истории музыки ХХ века

Анастасия Селиванова. «Сократ» Эрика Сати: Musique d’ameublement или репетитивная музыка? 152

Надежда Донцева. Джаз в творчестве Б. А. Циммермана: «полистилистика» или утопия свободы? 175

Рецензии

И. Д. Ханнанов. Новый «complexus effectuum musices» Валентины Николаевны Холоповой: «Музыкальные эмоции» (2010) 201


Сведения об авторах 206

Аннотации 208

Contributors to this issue 211

Abstracts 213

Информация для авторов 215