Второе издание книги выдающегося русского хормейстера и педагога, профессора Московской консерватории Клавдия Борисовича Птицы (1911–1983) приурочено к 100-летию со дня его рождения. В пяти очерках рассматриватся широкий круг вопросов дирижерской техники: аппарат дирижерского управления (корпус, руки дирижера, использование дирижерской палочки), многообразие схем дирижирования, в том числе сложно-смешанных размеров, а также особенности показов различных видов вступления, динамических и агогических оттенков в их тесной взаимосвязи.
Книга адресована исполнителям (хоровым и оперно-симфоническим дирижерам), музыковедам и всем интересующимся дирижерским искусством. Может быть использована в качестве учебного пособия в курсе дирижирования в музыкальных училищах и вузах.
Предисловие ко второму изданию 5
От редактора 7
Предисловие к первому изданию 8
Очерк первый
Техника дирижирования
Описание аппарата дирижерского управления 16
Голова (ее положение, лицо, мимика, глаза, артикуляция) 16
Плечи 19
Корпус 20
Ноги 21
Руки 22
Дирижерская палочка 31
Очерк второй
Техника дирижирования
Выражение деталей структуры музыки в действиях дирижерского аппарата 35
Фиксирующая грань метрических долей такта — «точка» и промежуточное движение долей в дирижерском жесте 48
Различные виды метрического движения музыки и соответствующие им схемы дирижирования 59
Дополнительные замечания 77
Очерк третий
Техника дирижирования
Характерные виды движения музыки и дальнейшие детали исполнения в дирижировании 79
Замечания по динамике 89
Особенности показов некоторых случаев вступления 98
Жест окончания 107
О дроблении схематических единиц 123
Некоторые замечания о паузах 124
О ферматах 128
Первые занятия по технике дирижирования 135
Значение физических упражнений для дирижера 145
Очерк четвертый
О темпе 150
Очерк пятый
Работа над партитурой 164
План анализа хоровых партитур 165
Пример технического анализа партитуры 171
Заключение 176
Приложение 179
Предисловие ко второму изданию
Переиздание «Очерков по технике дирижирования хором» Клавдия Борисовича Птицы приурочено к 100-летию со дня его рождения. Это не только дань глубокого уважения выдающемуся подвижнику русской хоровой культуры. Оставаясь основополагающим исследованием в своей области, его книга не только не утратила со временем своей актуальности, но и доказала свою необходимость в современной исполнительской и педагогической практике. Переизданием этого труда нам хотелось бы также подчеркнуть насущную необходимость в постоянном научном осмыслении сложнейших проблем современного дирижерско-хорового образования и исполнительства.
Деятельность Клавдия Борисовича в области российского музыкального искусства была на редкость многогранной. Начиная со студенческих лет, огромная роль в его жизни отводилась широкому и всеохватному интеллектуальному развитию, постоянному самообразованию. Об этом свидетельствует, прежде всего, необычайная широта его кругозора и интересов.
Энциклопедические знания, талант дирижера-исполнителя, прирожденного учителя и просветителя, значительное творческое и педагогическое наследие*, непререкаемый профессиональный авторитет позволили К. Б. Птице стать одним из главных русских хоровых деятелей второй половины XX столетия, поднявшим на высочайший уровень отечественное дирижерско-хоровое образование и исполнительство.
Вопросам хороуправления, роли дирижера в хоровом исполнительстве посвящены многочисленные работы К. Б. Птицы. Но наиболее фундаментальным научным исследованием всего комплекса этих проблем являются его «Очерки по технике дирижирования хором» — труд, ставший первой кандидатской диссертацией в отечественном дирижерско-хоровом исполнительстве и образовании.
К. Б. Птица раньше других осознал необходимость в теоретическом осмыслении практики хорового дирижирования и своей книгой положил начало созданию обобщающих трудов в этой области. В предисловии к «Очеркам» он пишет: «…нужно надеяться, что развитие искусства вообще и дирижирования в частности восполнит теоретические пробелы: то, что казалось ненужным и неосуществимым, станет необходимым и возможным, а отдельные разрозненные труды, к числу которых принадлежит и эта книга, может быть, сыграют некоторую роль в создании основания будущей стройной и высокой науки о дирижерском искусстве».
Наблюдая многих хоровых и симфонических дирижеров в их репетиционной и концертной жизни, а также используя собственный опыт, К. Б. Птица последовательно акцентирует внимание читателя на технической стороне дирижерского искусства. Он особо подчеркивает, что в своей работе из многих конкретных случаев исполнительской и педагогической практики стремился «выбрать различные моменты, представляющие возможность их обобщения и целесообразного использования каждым учащимся дирижером и, в некоторых случаях, педагогом».
В год столетнего юбилея Клавдия Борисовича Птицы кафедра хорового дирижирования Московской консерватории, которую он возглавлял с 1960 по 1983 год, мудро и ответственно выстраивая целостную универсальную систему дирижерско-хорового образования, выражает надежду, что переиздание его книги станет значительным событием в современной отечественной хоровой культуре. Эта работа, несомненно, найдет заинтересованных читателей среди специалистов хорового дела — концертирующих исполнителей, педагогов и, в особенности, начинающих молодых музыкантов, связавших свою судьбу с хоровым искусством.
Заведующий кафедрой хорового дирижирования
Московской консерватории
профессор С. С. Калинин
*Помимо теоретических работ, хотелось бы отметить некоторые нотные издания по хоровому дирижированию, подготовленные К. Б. Птицей и пользующиеся широкой популярностью в учебно-методической работе: Сборник хоровых произведений / ред.-сост. К. Б. Птица. Вып. 1–2. М.; Л., 1949, 1951; Хрестоматия по технике хорового дирижирования / ред.-сост. К. Б. Птица. М., 1963; Хрестоматия по дирижированию. Вып. 1–5 / сост. К. Б. Птица, Б. И. Куликов. М., 1969–1976.