Собрание работ выдающегося ученого-музыковеда, исследователя русской музыки, профессора Алексея Ивановича Кандинского (1918–2000) является наглядным отображением его более чем полувековой научной деятельности. Книга адресована музыкантам всех специальностей, студентам музыкальных училищ и вузов, а также всем интересующимся русской музыкальной культурой.
От редколлегии 3
Н.П. Савкина. Об Алексее Ивановиче Кандинском 4
Исследования и статьи
Рождение весенней сказки 13
Симфонические сказки Римского-Корсакова 60-х годов 34
Сцена «Под Кромами» в драматургии «Бориса Годунова» 72
Из истории русского симфонизма конца XIX — начала ХХ века 80
О симфонизме Рахманинова (Очерк первый) 105
Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола» (Очерк второй) 123
Римский-Корсаков (1890–1900-е годы) 164
В свете современного исторического музыкознания 206
О реализме и романтизме в русской музыке второй половины ХХ века 218
Литературное наследие Рахманинова 234
Художественный образ Грузии в русской музыке XIX века 255
Жанр «славянских» произведений в русской музыке 275
«Симфонические танцы» Рахманинова (К проблеме историзма) 292
Мусоргский и русская музыка начала XX века 328
«Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков 345
О трагическом в «Борисе Годунове» Мусоргского 372
Литургия святого Иоанна Златоуста 388
История и легенда: Образ псковитянки в опере Римского-Корсакова 409
О религиозно-нравственной основе «Хованщины» М.П. Мусоргского 435
Научно-популярные работы
Балет «Жанна д’Арк» Н.И. Пейко 459
[Шестая симфония А.К. Глазунова] [Предисловие к партитуре] 478
[А.Н. Скрябин] [Вступительная статья из альбома] 487
Оперы С.В. Рахманинова 502
[С.В. Рахманинов] [Вступительная статья из альбома] 528
Рецензии
Дорога в Китеж 541
Когда молчат классики 551
«Хованщина» в редакции Шостаковича 561
Обращение к русской классике 568
Творческий поиск 578
Заметки о Глинке и его «Руслане» 594
Опыт реконструкции 624
Русская классика в Большом театре 636
Дилогия Прокофьева на оперной сцене 660
Классика на оперной сцене (К вопросу о творческой интерпретации) 670
Высокая сказка или «веселое представление»? 692
Цена подлинника 704
В этой книге собраны труды А.И. Кандинского, создававшиеся на протяжении почти полувека творческой деятельности выдающегося ученого, педагога, публициста,
просветителя. Вместе с разнообразными учебными пособиями по истории русской музыки, которые не вошли в предлагаемое издание, они дают исчерпывающее представление о масштабах писательской работы Алексея Ивановича, постоянно сопровождавшей его напряженную педагогическую деятельность в Московской консерватории, о широте тематики, связанной с проблемами истории русской музыки XIX–XX веков, а также о многообразии жанров литературы о музыке в его творчестве.
В основу настоящего издания положены два принципа: жанровый и хронологический. Три отдела книги посвящены соответственно научным статьям, рецензиям и научно-популярным текстам, расположенным в хронологическом порядке, что предоставляет читателю возможность проследить эволюцию творчества ученого-музыканта в период от рубежа 1950–1960-х годов до конца 1990-х. Научно-исследовательская часть наследия А. И. Кандинского (она включает, конечно, и монографию о Н. А. Римском-Корсакове) стала уже классикой отечественного музыковедения, но и другие области его литературных трудов, находящиеся в тесном взаимодействии с основной, тоже достойны самого пристального внимания.
Кандинский-критик был связан преимущественно с деятельностью Большого театра. Рецензии на его спектакли — образец уходящей ныне культуры этого жанра публицистики. Серьезность, содержательность наряду с доступностью изложения, искренняя заинтересованность и доброжелательная, уважительная интонация сближают критические статьи Алексея Ивановича с его просветительской литературой: путеводителями, предисловиями к партитурам, статьями о жизни и творчестве композиторов во вступлениях к альбомам.
Миссия просветителя (А. И. Кандинский читал также лекции для любителей музыки) — такая же органичная часть творческой деятельности ученого, как и педагогическая работа. Предваряет публикацию работ А. И. Кандинского статья Н. П. Савкиной, его ученицы и коллеги по работе на кафедре истории музыки Московской консерватории в течение многих лет. В воспоминаниях Н. П. Савкиной возникает живой образ человека, музыканта, педагога, мыслителя.