Научный вестник Московской консерватории №1 2010


  • Издательство: Московская консерватория, 2010
  • ISBN: 2079-9438

Александр Соколов. Издательская деятельность Московской консерватории: прошлое — настоящее — перспективы
В статье представлен краткий очерк издательской деятельности Московской консерватории от ее основания до наших дней. Приводятся малоизвестные сведения из истории консерваторских изданий, свидетельствующие о том, что с самого начала Московская консерватория занимала ведущие позиции среди музыкальных вузов России в деле издания методической и научной литературы. Дается обзор основных направлений и видов издательской деятельности консерватории сегодня (учебники и учебные пособия; научные монографии; серии научных сборников различной тематики; нотные издания; публикации переводов старинных трактатов и текстов современных авторов; источниковедческие справочники и каталоги), освещаются издательские проекты основных структурных подразделений консерватории.

Константин Зенкин. Музыкально-историческая наука и образовательный процесс: о некоторых проблемах и перспективах
В статье рассматривается современное состояние музыкально-исторической науки в консерваторских курсах и ее исторически сложившаяся фактическая зависимость от училищных курсов музыкальной литературы. Намечаются пути: а) расширения проблематики и структуры вузовских курсов истории музыки, б) более активной внутренней систематизации самой& музыкально-исторической науки и возрастания ее теоретического потенциала. Последнее связывается с углубленным, всесторонним исследованием фундаментальной категории исторического стиля, сложность и проблемы изучения которой демонстрируются на примере отношения к понятию «романтизм» в публикациях последних лет.

Марина Карасева. Перемена времени во время перемен: к полувековым итогам развития музыкально-слухового образования в России
Статья посвящена вопросам развития профессионального музыкального слуха в отечественной традиции преподавания сольфеджио. Рассматривается специфика эволюции предмета, выявляются наиболее актуальные проблемы. Они рассматриваются в контексте общих тенденций музыкального восприятия и конкретных российских социокультурных условий. Исторический аспект показан на примерах преподавания сольфеджио в Московской консерватории. Предлагаются пути повышения эффективности музыкально-слухового воспитания — через динамическое сочетание традиций и новаций, а также нахождение новых аспектов взаимосвязи между общим и специальным музыкальным образованием.

Иван Старостин. К истории преподавания музыкально-теоретических дисциплин в Московской консерватории
Статья посвящена истории преподавания теоретических дисциплин в России, от открытия консерваторий до наших дней. Основной вопрос, поставленный в статье: соотношение традиций и новаторства в обучении теоретическим предметам в конце XIX — XX в. Также рассматриваются важнейшие методологические принципы, формировавшиеся на протяжении целого столетия: принцип историзма, принцип комплексности дисциплин, их практическая направленность. Одновременно развивалась и музыкально-теоретическая научная школа, о которой также идет речь в статье.
Важнейшие научные и методические принципы закладывались такими выдающимися учеными и педагогами, как С. И. Танеев, Г. Л. Катуар, И. В. Способин, Ю. Н. Холопов, и находят продолжение в деятельности их последователей.

Леонид Бобылев. Краткий очерк истории кафедры композиции Московской консерватории
Статья посвящена истории кафедры композиции (позже ставшей композиторским факультетом) Московской консерватории. В хронологическом порядке изложены сведения о музыкантах, преподававших на кафедре, отмечены их основные достижения.
Каждому из наиболее заметных и влиятельных педагогов кафедры автор дает емкую и разностороннюю характеристику, подкрепленную мнениями учеников и коллег.

История музыки в документах: Фестиваль к столетию Г. Ф. Генделя глазами Чарльза Бёрни
Вниманию читателей предлагается первая публикация на русском языке (пер. Анны Лосевой) одного из важнейших документов, относящихся к музыкальной жизни Англии XVIII века — «Отчета о музыкальных представлениях в память о Генделе в Вестминстерском аббатстве и Пантеоне 26, 27, 29 мая и 3 и 5 июня 1784 года», принадлежащего перу выдающегося английского музыканта, педагога и историка музыки Чарльза Бёрни (1726–1814). Документ свидетельствует о том, как воспринималась музыка Генделя через 25 лет после смерти композитора и каковы были новые тенденции в ее исполнении, получившие развитие в XIX–XX веках. Кроме того, «Отчет...» Бёрни содержит много ценной информации о состоянии английского музыкального искусства второй половины XVIII века. Особый интерес представляют исторические экскурсы Бёрни, а также его размышления об особенностях музыки Генделя. Помимо несомненной научной ценности, «Отчет...» обладает немалыми литературными достоинствами, делающими чтение его истинным удовольствием.
Публикация сопровождена вступительной статьей Елены Колокольниковой («...это смелое начинание откроет новую эру в истории музыки...») и необходимыми научными комментариями.

Лариса Кириллина. Характер и характерность в операх Г. Ф. Генделя
Проблема характера, одна из ключевых для музыкального театра XVIII века, рассматривается на примере опер Генделя. Вопреки распространенному мнению о том, что барочной опере скорее свойственна типизирующая характеристичность, нежели создание индивидуальных характеров, автор полагает, что генделевский театр развивался в сторону психологизма и сочетал в себе как старые, так и новые принципы.

Роман Насонов. Два взгляда на Младенца Христа (история Рождества в интерпретации Х. Шютца и И. С. Баха).
Очерк I. «…я возвещаю вам великую радость»

Публикация представляет собой первый из двух очерков, посвященных трактовке евангельского рассказа о Рождестве (Лк. 2:1, 3–21; Мф. 2:1–12) в «Истории Рождества» Х. Шютца и в «Рождественской оратории» И. С. Баха. При общности подхода к пониманию библейского текста в согласии с лютеранским вероисповеданием, благочестивые размышления двух композиторов над образом родившегося Христа развертываются в разных направлениях. Шютц характеризует библейских персонажей на манер оперных героев. В интермедиях, являющихся их прямой речью, композитор обращается со словами Евангелий как с текстами либретто. В то же время, его музыка чутко откликается на все детали рассказов Луки и Матфея; непохожесть этих историй помогает Шютцу передать глубинную суть событий. Явление в мир Христа приводит в движение множество людей, и для каждого из них Рождество имеет свой смысл.
Эмоциональную атмосферу Праздника у Шютца определяют, однако, не они, а Сам мирно почивающий Младенец — главный герой сочинения.

Нина Свиридовская. Борис Шлёцер: введение в творчество
Данная статья посвящена неординарному мыслителю Серебряного века — Борису Шлёцеру. Этому писателю, философу, эстетику, социологу, переводчику, музыкальному и литературному критику выпала роль «посредника» между двумя великими культурами — русской и французской. Знаток Лермонтова, Чехова, Достоевского, Л. Толстого, Гоголя, Лескова, Бунина, Замятина, Шестова, Розанова, своими переводами он во многом открыл западным читателям отечественную литературу и философию.
Не обошел вниманием автор и музыкознание. Констатируя нехватку философской рефлексии о музыке и трудов по психологии творчества, Шлёцер пытался восполнить эти пробелы, создавая многочисленные рецензии на новые сочинения, заметки об исполнителях и их выступлениях, работы, посвященные теоретическим вопросам.
В центре его размышлений — проблемы анализа Новейшей музыки, вопросы взаимосвязи автора и его произведения, взаимоотношения формы и содержания.

Надежда Лобачева. Вариация на казахскую тему
О неосуществленной опере С. С. Прокофьева «Хан Бузай»
Статья посвящена незавершенному оперному замыслу Прокофьева военных лет. Опираясь на архивные источники, автор раскрывает историю создания произведения, отмечает особенности либретто и музыкального материала, проявившиеся и в других сочинениях композитора 1940-х годов.

Екатерина Дубравская. Луиджи Даллапиккола: Три лауды (1936–37)
Л. Даллапиккола — один из крупнейших композиторов ХХ века, первый итальянский музыкант, освоивший додекафонию. Существенно, что это произошло в неразрывной связи с национальными традициями. В то же время в творческой биографии композитора знаменательными были его соприкосновения с искусством Шѐнберга, Берга, Веберна, о чем он оставил важные для историков воспоминания. «Три лауды» Даллапикколы концентрируют в себе образы и эмоциональные состояния, присущие старинному итальянскому жанру, что помогло композитору найти выразительные средства, которые будут присутствовать далее во многих его сочинениях.

Александр Соколов. Издательская деятельность Московской консерватории: прошлое — настоящее — перспективы 5

Наука и образование в Московской консерватории:
история и современность

Константин Зенкин. Музыкально-историческая наука и образовательный процесс: о некоторых проблемах и перспективах 14

Марина Карасева. Перемена времени во время перемен: к полувековым итогам развития музыкально-слухового образования в России 27

Иван Старостин. К истории преподавания музыкально-теоретических дисциплин в Московской консерватории 44

Леонид Бобылев. Краткий очерк истории кафедры композиции Московской консерватории 57

Учредительная сессия научного совета по проблемам истории музыкального образования.
Информационное письмо 77

К юбилеям гениев барокко:
Шютц — Бах — Гендель

История музыки в документах: Фестиваль к столетию Г. Ф. Генделя глазами Чарльза Бёрни 78

Елена Колокольникова. «...начинание это откроет новую эру в истории музыки...» 78

Отчет о музыкальных представлениях в Вестминстерском аббатстве и Пантеоне
26, 27, 29 мая, 3 и 5 июня 1784 г. в память о Г. Ф. Генделе, составленный Чарльзом Бёрни
Перевод и комментарии Анны Лосевой 82

Лариса Кириллина. Характер и характерность в операх Г. Ф. Генделя 103

Роман Насонов. Два взгляда на Младенца Христа. История Рождества в интерпретации Х. Шютца и И. С. Баха.
Очерк первый: «...я возвещаю вам великую радость» 118

Из истории музыки ХХ века

Нина Свиридовская. Борис Шлёцер: Введение в творчество 137

Надежда Лобачева. Вариация на казахскую тему.
О неосуществленной опере С. С. Прокофьева «Хан Бузай» 154

Екатерина Дубравская. Луиджи Даллапиккола: Три лауды (1936–1937) 168

Рецензии

Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество
Е. М. Царева. Книга о Бетховене 168

Европейская музыка XIX века. Книга первая. Польша. Венгрия. Редакторы-составители К. В. Зенкин, Е. М. Царева
В. П. Чинаев 193

Композиторы о современной композиции. Составители Т. С. Кюрегян и В. С. Ценова
Г. И. Лыжов. «В будущее ведет много дорог…» 199


Сведения об авторах 204

Аннотации 207

Contributors of this issue 210

Abstracts 213

Информация для авторов 216