Редакторы и исполнители А. Бахчиев, Е. Сорокина
Написанная в 1870 году, Соната D-dur А. Г. Рубинштейна — единственное в истории русского фортепианного дуэта крупномасштабное циклическое произведение концертно-виртуозного плана. Драматургия сонаты та же, что в симфониях и концертах Рубинштейна: своеобразная «лепка» целого из более или менее протяженных фрагментов, напоминающих смену картин — ярких, почти театральных.
Характерная черта стиля фортепианного изложения — певучесть. Это касается не только тем, но и аккордовых последований (в них часто слышится звучание хора), и виртуозных пассажей, которые мыслятся «спетыми» с помощью legato. Эпизодически встречаются и оркестровые приемы, например, аккордовые репетиции «деревянных духовых» в скерцо. Фортепианное великолепие фактуры достигается использованием разнообразных приемов техники классического и романтического пианизма, обогащенных личным опытом несравненного пианиста.
Как бы хотелось вообразить живое звучание музыки сонаты, каким оно было 28 февраля 1871 года в Петербурге, где ее играли братья Рубинштейн, или в Вене в начале января 1872 года, когда Антон Григорьевич играл ее с Листом. «Повесьтесь из-за того, что Вы этого не слышали, — писал из Вены Г. фон Бюлов своему другу Ж. Лассо. — Это было непостижимо прекрасно».
А. Бахчиев, Е. Сорокина
PREFACE
The Sonata in D major by A. G. Rubinstein, written in 1870, is the the only large-scale cyclic composition of a concert-virtuoso style in the history of Russian piano duet. The dramaturgy of the sonata is the same as that of Rubinstein’s symphonies and concertos — it is put together in a peculiar way from more or less lengthy fragments, reminiscent of a sequence of bright, almost theatrical paintings.
The characteristic feature of the piano writing style is the songfulness, not only of its themes, but also of its chord sequences (often sounding choir-like) and virtuoso passages, which, due to the use of legato, are perceived as being “sung”. Orchestral techniques are used occasionally, for instance, the chord repetition of the “woodwinds” in the scherzo. The pianistic beauty of the texture is achieved by using a variety of techniques of the classical and romantic pianism, enriched by the personal experience of the incomparable pianist.
One would wish to imagine how the sonata must have sounded on February 28, 1871, in Saint-Petersburg, performed by the brothers Rubinstein, or in Vienna in early January 1872, where A. Rubinstein played it with F. Liszt. Hans von Bülow wrote from Vienna to his friend J. Lasso: “Hang yourself for not having heard it, — it was incomprehensibly beautiful”.
A. Bakhchiev, E. Sorokina