Редактор-составитель В. С. Попов.
Валерий Сергеевич Попов (р. 1937) – известный фаготист, педагог, профессор Московской консерватории, Народный артист РФ. Выступает как солист, исполняя музыку разных эпох: от А. Вивальди до только что написанных опусов. На протяжении многих лет работал с композиторами над созданием современного репертуара для фагота, был первым исполнителем многих сочинений и инициировал создание новых пьес. В. С. Попову посвящены практически все сочинения настоящего сборника. В настоящем издании собраны сочинения для фагота представителей композиторской школы Московской консерватории рубежа XX – XXI веков, от классиков современного музыкального искусства, таких как Эдисон Денисов, до ныне живущих авторов, хорошо себя зарекомендовавших на сочинительском поприще.
Предисловие 3
Э. Денисов Соната 5
Э. Денисов Пять этюдов 17
Ю. Каспаров Sonata-Infernale 26
А. Щетинский Lento pensieroso 32
Д. Капырин Серенада 36
Д. Курляндский Bas-Relief 40
M. Воинова Coda-Fantasia 49
Г. Дмитриев Соната-гротеск 52
Принятые обозначения 57
Представленные в сборнике композиции демонстрируют разнообразную жанрово-стилевую панораму, но их все объединяет новая трактовка выразительных средств и возможностей игры на фаготе. Некоторые из этих сочинений за время, прошедшее с момента написания, закрепились в сольном репертуаре и часто включаются в обязательные программы самых престижных исполнительских конкурсов. Весьма контрастные по образному и интонационному строю, характеру и типу музыкального материала, способов его оформления, все эти пьесы так или иначе разрабатывают импровизационное инструментальное начало. В ряде сочинений встречаются специфические приемы, прежде на фаготе не применявшиеся, считавшиеся неисполнимыми. Такие приемы, давно используемые другими инструменталистами, были найдены в результате совместных поисков исполнителей и композиторов: glissando, frullato, slap (с атакой без звука или только клапанами), bisbigliando (смена тембра одной и той же ноты при помощи аппликатуры), двойное стаккато, двойные трели, а также неожиданно найденные в середине XX века так называемые мультифоники – многозвучия, разнообразные расщепленные звучания, возможные на всех деревянных духовых, и трели на них. (Причиной этой находки послужила неисправность инструментов из-за отсутствия должного ухода за ними во время Второй мировой войны.) Исполнение подобных приемов, сонористических по своей природе, требует от солиста не только виртуозного владения инструментом, но и особых навыков, особой техники, не имеющей аналогов в классическом репертуаре. Таким образом, этот сборник также может послужить и методическим пособием, своеобразной хрестоматией современной музыки для фагота.