Под редакцией В. С. Попова.
Имя Людвига Мильде известно фаготистам всего мира. На его этюдах учатся как любители, так и исполнители-профессионалы.
Мильде родился в Праге в 1849 году, в возрасте 12 лет был зачислен в консерваторию. В 1868 – 1870 годах занимался фортепиано и композицией с Франтишеком Скухерским в Пражской органной школе, в 1870 – 1872 годах работал фаготистом в Линце и преподавал в Новом Саде, в 1874 году – в Бухаресте. В 1886-м он вернулся в Прагу, где стал профессором консерватории по классу фагота, с 1888 года там же преподавал фортепиано. Среди учеников Мильде можно назвать Я. Ф. Шуберта, приглашенного в 1913 году в Россию, впоследствии солиста Большого театра и профессора Института им. Гнесиных, а также К. Пивоньку, будущего профессора Пражской консерватории. Незадолго до смерти Мильде покинул Прагу и вернулся в Бухарест. Умер он в 1913 году в Бад-Наухайме (Германия).
Музыкальное наследие Мильде включает в себя сочинения разных жанров. Из опубликованных опусов следует назвать Концертино а-moll, Концерт № 2 f-moll (сведения о Концерте № 1 пока не обнаружены), «Andante и Rondo» ор. 25, а также три тетради этюдов ор. 24 и ор. 26. В библиотеке Пражской консерватории сохранились его сочинения для фагота и фортепиано, а также для различных камерных составов.
Ор. 24 назван автором «Этюдами на гаммы и арпеджио»; ор. 26, посвященный Вильгельму Геккелю, озаглавлен «Концертные этюды» и состоит из двух тетрадей. Все три тетради давно не переиздавались. Данная публикация предназначена для широкого круга фаготистов – как обучающихся, так и уже сложившихся профессионалов – и преследует целью восполнить недостаток нотного материала, необходимого в ежедневной практике, а также по возможности исправить ошибки, упрощения или неточности (вплоть до пропущенных страниц), которыми грешили некоторые более ранние издания.
В тетради ор. 24 Мильде не выставил обозначения темпов, что позволяет на практике воплотить тезис: «Хочешь играть быстро – играй медленно». При исполнении в медленном темпе значительно расширяется число аппликатурных вариантов, внимательное прослушивание интервалов улучшает интонирование. Этюды этого опуса рекомендуется играть в «соседних» тональностях, отступая от основной на всё увеличивающийся интервал. Выученные в основной тональности и доведенные до автоматизма, они, как минимум, становятся бесполезными. К тому же чередование тональностей позволяет предотвратить переигрывание рук (так как в этом случае нагрузку получают разные мышцы) и избежать зубрежки.
Профессор Валерий Попов