Технический редактор Е. Блюменталь.
Данное издание представляет собой первый в отечественной и зарубежной практике КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНИК по слуховому освоению современной музыки. В нем отобраны и систематизированы характерные трудности освоения музыкального языка ХХ века (его ладовые, мелодические структуры, аккордика, ритмика). Специальное внимание уделено проблемам чтения с листа современного нотного текста.
Автором разработаны специальные комплексы интонационных, ритмических и нотографических упражнений, собраны соответствующие примеры из музыки композиторов ХХ в. Материал учебника может быть использован во всех формах работы по сольфеджио: пении, слуховом анализе, музыкальном диктанте. Часть подобранных музыкальных примеров предназначена также для использования абитуриентами при подготовке к вступительному экзамену по сольфеджио в вуз. Для учащихся музыкальных школ, училищ и вузов.
ЧАСТЬ II. ПРИМЕРЫ ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел I. Ладотональность
Тема I. Натуральные и смешанные лады
§ 1. Пентатоника и семиступенные диатонические лады 3
§ 2. Гемиольные лады 5
§ 3. Смешанные семиступенные и неоктавные лады 6
§ 4. Асимметричный хроматизм в различных ладовых условиях 8
Тема II. Симметричные лады
§ 5. Лады «тон-полутон», «полутон-тон» 10
§ 6. Другие виды симметричных ладов 12
§ 7. Сочетания элементов нескольких симметричных ладов 14
Тема III. Хроматическая тональность мажорно-минорной ориентации
§ 8. Мелодика с ясно выраженными тональными центрами 16
§ 9. Мелодика с менее ясно выраженным центральным устоем и ладовым наклонением 18
§ 10. Ансамблевые примеры в хроматической тональности 19
Тема IV. Интонационные и нотографические особенности хроматической мелодики
§ 11. Ломаный хроматизм 22
§ 12. Новоаккордовая мелодика 24
§ 13. Широкоинтервальная мелодика 26
§ 14. Нотографические трудности в чтении хроматических интервалов 27
Раздел II. Диссонантно-гармоническая вертикаль
Тема V. Нетерцовая аккордика
§ 15. Мягкодиссонирующие аккорды терцовой и нетерцовой структуры 29
§ 16. Остродиссонирующие аккорды и кластеры 32
Тема VI. Полигармония
§ 17. Полиладовость 38
§ 18. Полигармония с близковысотным сочетанием слоев (политонального типа) 42
§ 19. Полигармония как сочетание мелодии с иноладовым сопровождением 45
§ 20. Примеры полигармонии в аккордовой вертикали 47
Раздел III. Ритмика
Тема VII. Нерегулярно-акцентная ритмика
§ 21. Синкопы в условиях постоянного тактового размера 49
§ 22. Смешанные и переменные размеры 50
§ 23. Синкопы в смешанных и переменных размерах 52
§ 24. Образцы переметризации мотива и полиметрии 56
Тема VIII. Виды условного ритмического деления и полиритмия
§ 25. Отдельные виды условного ритмического деления 59
§ 26. Более сложные полиритмические рисунки 60
§ 27. Полиритмия в многоголосии 63
Тема IX. Мономерная ритмика
§ 28. Образцы внетактовой ритмической нотации 64
§ 29. Ритм с прибавленной длительностью 65