Содержание первой части
От автора 3
I. О сущности музыки как вида искусства 3
1. Музыка и человек 3 2. Функции музыки 4 3. Музыка как мировоззрение 18 4. Музыка гармонизует 19 5. Взаимопроникновение этики и эстетики; снова о прекрасном 23 6. Две глобальные концепции музыки: мелодическая и ритмическая 26 7. Региональные особенности музыки 34 II. Интонационная природа музыки 45 1. Понятие интонации в музыке 45 2. Интонация и семантика в музыке 50 3. «Лексемы» и контекст в музыке 58 III. Канон и эвристика в музыке 62 1. Специфика канона и эвристики в музыке 62 2. Канон и канонические модели 64 3. Эвристика 77 4. Историческое взаимодействие канона и эвристики в музыке 80 IV. Музыкальные эмоции 90 1. Эмоции жизненные и музыкальные в их сравнении 90 2. Типология и анализ эмоций в музыке 99 V. Зрительный ряд и опространствование времени в музыке 117 1. Зрительная образность 117 2. Семиотический механизм зрительного ряда в музыке 124 3. Психологический механизм зрительного ряда в музыке 126 4. Пространственный параметр в музыке. Опространствование (спатиализация) времени 127
Содержание второй части
VI. Строение содержания музыкального произведения 141 1. Прощальный взгляд на дихотомию «форма-содержание» в искусстве 141 2. Музыкальное содержание как иерархия 146 3. Содержание музыки в целом 148
а. Высшие принципы всего искусства 148
б. Эстетическая гармония в музыке 155 4. Содержание идей исторической эпохи 161 5. Содержание идей национальной художественной школы 164 VII. Жанровое и стилевое содержание музыкального произведения 171 1. Жанровое содержание музыкального произведения 171
а. Несколько взглядов на музыкально-жанровые явления. Жанр и смысл 171
б. Иерархия музыкально-жанровой «лексики». Жанровые «лексемы» и контекст 177 2. Стилевое содержание музыкального произведения 180 VIII. Содержание музыкальной формы 192 1. Содержание музыкальной формы как феномена 193 2. Содержание музыкальной формы как исторически типизированной композиции 197 3. Содержание музыкальной формы как индивидуальной композиции произведения 203 4. Содержание «драматургической музыкальной формы» 206 IX. Индивидуальный замысел музыкального произведения и проблема художественной целостности 212 1. Парадокс индивидуального 212 2. Индивидуальное и целое 213 3. Целое и идея 218 4. Индивидуальность и эвристика 220 5. Анализ индивидуально-целостного в музыкальном произведении 222 Х. Исполнительская интерпретация музыкального произведения 226 1. «Теория относительности» музыкального произведения 226 2. Исполнительство и проблема музыкального текста 230 3. Так идентично ли музыкальное произведение самому себе? 234 4. Историческое место музыкальной интерпретации 235 5. Строение содержания исполнительской интерпретации 238 XI. Ценность музыки (вместо заключения) 250 1. Как измерить неизмеримое? 250 2. Музыка, всюду музыка… 253