Эта книга представляет собой первое в мировой науке исследование по истории фортепианной миниатюры, охватывающее широкий круг произведений западноевропейских и русских композиторов и осуществленное в контексте эстетико-теоретических проблем истории искусства XIX века – начала XX веков. Предназначена для музыкантов: музыковедов, исполнителей и всех, интересующихся историей музыки.
Введение. О поэтике фортепианной миниатюры 3
Часть I.
Фортепианная миниатюра в музыке западно-европейских композиторов
Глава 1.
Становление фортепианной миниатюры 28
Бетховен 30
Чешская школа (Томашек, Воржишек), Вебер, Фильд 35
Шуберт 42
Мендельсон 60
Глава 2.
Расцвет романтической миниатюры 70
Шуман 74
Шопен 98
Глава 3.
Пути развития позднеромантической фортепианной миниатюры 130
Лист 131
Брамс 158
Новые национальные школы второй половины XIX века 181
Сметана 185
Дворжак 187
Григ 190
Глава 4.
Французская позднеромантическая и постромантическая миниатюра 211
Дебюсси 220
Равель 236
Часть II.
Русская фортепианная миниатюра 250
Глава 5.
Основные этапы становления 253
Глинка 260
Рубинштейн 269
Глава 6.
Пути развития фортепианной миниатюры в русской музыке эпохи позднего романтизма 275
Мусоргский 276
Бородин 296
Балакирев 304
Чайковский 308
Кюи, Глазунов, Аренский 338
Лядов 344
Глава 7.
Расцвет позднеромантической миниатюры 360
Скрябин 361
Рахманинов 389
Метнер 418
Глава 8.
Начало постромантической миниатюры в русской музыке 444
Мясковский 445
Прокофьев 458
Заключение.
О некоторых тенденциях постромантической миниатюры 488
Литература 488
Нотные примеры (см. приложение) 498