Научные редакторы: В. П. Морозов, А. С. Соколов
Сборник посвящен экспериментально-теоретическим исследованием природных основ художественного творчества с применением современных методов. Содержит в основном работы, выполненные по программе Центра «Искусство и наука» за период 1989-1994 гг. Широкий ассортимент методов исследования включает как традиционные психофизиологические методики, так и ряд новых, например, тесты на оценку эмоционального слуха, эмпатии и др. Для психологов, психофизиологов, искусствоведов и всех, интересующихся проблемами природных основ художественного творчества.
От редакторов 3
РАЗДЕЛ I. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ МАСТЕРОВ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 7
С. Я. Лемешев – штрихи к творческой биографии (Из бесед с В. Н. Кудрявцевой-Лемешевой В. П. Морозова и профессора Софийской консерватории К. П. Карапетова) 7
Е. В. Образцова о вокальном искусстве (По материалам бесед с А. С. Яковлевой и В. П. Морозовым) 21
Е. Е. Нестеренко о мировой оперной сцене и вокальной педагогике (По материалам бесед с В. П. Морозовым) 32
РАЗДЕЛ II. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 52
А. С. Соколов. О типологии методов художественного мышления 52
В. Н. Холопова. Типология эмоций в музыке 66
РАЗДЕЛ III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 86
В. П. Морозов. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы 86
Э. А. Голубева. Опыт сравнения типологии В. Оствальда и И. П. Павлова в свете различных подходов к анализу индивидуальных различий 103
Е. П. Гусева, И. А. Левочкина, В. В. Печенков, И. В. Тихомирова. Эмоциональные аспекты музыкальности 122
В. П. Морозов, А. Г. Васильева. Художественный тип личности и эмпатия 138
Ю. М. Кузнецов. Эмоции в хоровом исполнительстве 146
В. П. Морозов, Ю. М. Кузнецов. Феномен квазигармоничности обертонов и тембр певческого голоса 154
В. П. Морозов, Ю. М. Кузнецов, В. И. Сафонова. Эмоциональный слух и музыкально-эстетические характеристики хорового пения 163
И. В. Данова. Эмоциональная выразительность в русской вокальной школе по сравнению с итальянской 170
Е. В. Фетисова. Эмоциональный слух в комплексе психологических характеристик личности артиста балета 185
РАЗДЕЛ IV. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 196
Б. М. Ляшко. Распевание в хоре 196
В. Ф. Жданов. Эмоционально-образное мышление певца и его развитие в классе оперной подготовки 214