Музыканты королей Франции. 2-е изд.


  • Автор: Валерий Березин
  • Рецензент: А. В. Булычёва, кандидат искусствоведения, доцент; А. А. Сафонова, кандидат искусствоведения, преподаватель
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2024
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 356
  • ISBN: 978-5-89598-475-8 (в пер.)

Предлагаемая книга посвящена музыкантам наиболее могущественной и самобытной монархии Европы XVII–XVIII веков — Франции эпохи абсолютизма. Она рассказывает о людях — выходцах из разных социальных кругов — с их привычками, обычаями и традициями, об условиях существования, о принятых этических и юридических нормах, об иерархии ценностей, общественном положении и отношении к профессии. Книга относится к жанру «малой истории», ее герои действуют в особом культурном пространстве, едва ли знакомом нынешнему читателю, — это первый в отечественной литературе опыт описания деятельности музыкантов, музыкальных учреждений и коллективов в королевской Франции XVII–XVIII веков.

Книга адресована музыкальным историкам, культурологам и всем интересующимся музыкальной культурой Франции.

О чем и зачем эта книга 3

Список сокращений 17

Музыкальное воспитание Людовика XIV 19

Метризы 29

Маленькие певчие 37

Пажи Королевской капеллы 47

Учителя и музыкальные руководители 53

Труженики музыкального цеха 74

Рождение музыкального братства 81

Новый устав братства 88

Короли милостью святого Юлиана 93

Апогей и закат музыкального братства 102

Последний король менетрье 125

Музыкальные мастера города Парижа 131

Музыканты королевского дома 146

Преемственное право, вознаграждения, пенсии 150

Капелла 169

Великий священник 171

Великий магистр 177

Сумэтр 180

Композиторы Капеллы 193

Музыканты Капеллы 197

Певчие Капеллы 204

Женщины в Капелле 210

Симфонисты 211

Органисты 215

Музыкальные издатели Баллар 222

Деятельность Музыкальной капеллы 224

Камерная музыка короля 231

Сюринтенданты, учителя, композиторы 236

Певцы 249

Инструменталисты Камерной музыки 252

«Двадцать четыре скрипки короля» 266

«Малые скрипки» 274

Музыканты Большой конюшни 278

Трубачи 280

«Скрипки, гобои, сакбуты и корнеты» 284

«Большие гобои» Большой конюшни 286

«Гобои и мюзеты де Пуату» 293

«Фифры и барабаны» 301

«Кроморны и морские трубы» 303

Как они играли вместе? 309

Знаменитая династия Филидоров 311

К истории Королевской академии музыки 316

Последние реформы придворной музыки 331

Литература 345

<...> Структура музыкальных учреждений двора постепенно складывалась еще в царствование Франциска I, отчасти — Генриха IV и, конечно, ­Людовика XIII; в этот период уже формировались музыкальные традиции. Придворные же церемониалы Людовика XIV постоянно сопровождались музыкой: вечерние приемы и апартаменты1, обеды и ужины, мессы и процессии, военные походы и охота, прогулки по каналу Версаля и торжественные приемы, балы, крещения, свадьбы… Он приводит искусства к невиданному расцвету, создает роскошную церковную капеллу, способствует развитию балета, покровительствует опере, учреждает академии музыки и танца. Эпоха Людовика XIV — в центре нашего внимания. При «короле-­­солнце» музыка стала важным государственным делом, возвеличивающим монарха и возвышающим престиж королевства. Именно в эти времена расцвели музыкальные учреждения при дворе и за его пределами, музыканты обрели невиданный дотоле статус, а отзвуки той эпохи слышались еще многие десятилетия спустя.

Людовик ХV был не слишком музыкален, он неважно пел и скучал в балетах, хотя и участвовал в некоторых из них, однако тщательно сохранял традиции прадеда вплоть до мельчайших деталей придворного уклада. Женитьба на Марии Лещинской способствовала усилению его интереса к музыке, которую королева считала необходимым занятием, уделяя немало внимания музыкантам и музыкальному воспитанию своих детей. Фаворитка короля маркиза де Помпадур пробудила его вкус к спектаклям, особенно к опере. По мнению современников, хорошая клавесинистка и отличная актриса2 , она участвовала в представлениях придворного Театра Малых покоев3 , побуждала короля к постановке больших опер, для которых перестраивали манеж Большой конюшни4 . Все музыкальные церемониалы и развлечения остаются при Людовике XV в неизменном виде до 1761 года, когда недостаток средств заставил его объединить Капеллу5  и Камерную музыку6  с сокращением штатов. Однако и после реформы музыкальные обычаи двора сохраняют пышность и значительность, упрочивая славу королевского дома.

Людовик XVI, как и его предшественник, не увлекался оперой. Он не очень понимал музыку, отдавая ей дань ровно настолько, насколько требовали традиции придворной жизни. По воспоминаниям его бывшего пажа Феликса, графа де Франс д’Эзека, «он обладал удивительной памятью, был хорошо знаком с поэтами и тонко ценил их; на драматических представлениях чувствовал себя в своей стихии, но зато к музыке его совсем не тянуло, у него не было никакого слуха, и в опере он только зевал. Никогда я не слышал, чтобы кто‑нибудь так фальшивил в пении, как бедный король <…>. Наоборот, музыку стихов Расина он глубоко понимал и любил»7 . Да, король не был большим меломаном, зато королева Мария-­­Антуанетта увлекалась музыкой всерьез. Получив прекрасное музыкальное образование при венском дворе, она играла на клавесине, фортепиано, особенно хорошо — на арфе (на этом инструменте ее обучал Гиннер и, возможно, Хохбрукер8 ). В театре Малого Трианона она устраивала концерты и спектакли9 , благодаря ее заботам во Франции впервые прозвучали сочинения К. В. Глюка, были поставлены оперы П.-А. Монсиньи, А. Саккини, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Паизиелло. Ее покровительством пользовались Н. Далейрак, А. Гретри, Н. Пиччинни, Дж. Б. Виотти. Всё это не могло не сказаться на повседневной музыкальной жизни двора и вкусах просвещенного общества. А потому, как бы ни относиться к художественным пристрастиям этого короля, можно констатировать, что в его правление сберегаются многие музыкальные обычаи двора, осовременивается репертуар, достигают апогея «Духовные концерты»10 , виднейшие немецкие и итальянские авторы получают признание у французской публики.

Правлением этих государей мы ограничиваем хронологию событий, прослеживая их до Великой французской революции и нескольких последующих лет.

Французская музыка описываемого периода богата и многогранна. Крестьянские песни и танцы, народные инструменты и оркестры, городские увеселения, ярмарочные театры — почти всё это остается за рамками повествования, мы обращаемся к ним лишь в необходимых пределах. Нас более интересует то, что имеет отношение к музыкантам королевского двора и связанным с ними учреждениям, их жизнь, воспитание, образование, повседневная служба. Однако следует учесть, что в книге речь идет не только о придворных музыкантах, но о музыкантах всего французского королевства, зависевших от безграничной королевской власти и связанных с ней многими нитями.

В России о музыке французского барокко обычно говорят и пишут с почтением, хотя играют нечасто, а слушают более из уважения к исполнителям. Признавая ее значительной страницей европейской культуры, к ней относятся, однако, почти с той же почтительной осторожностью, как к китайской или японской. И причины схожи: слишком далек менталитет старой Франции от нашего мироощущения и утвердившихся предпочтений. Напитавшись за полтора столетия немецкими и итальянскими авторами и приняв их за эталон, мы усвоили как могли их язык и эстетику, полагая всё смежное и соседнее второстепенным, хотя и приятным дополнением.

Может быть, это справедливо, может быть, несправедливо. Во всяком случае, эта книга не имеет цели переубеждать, переоценивать или менять приоритеты. Иное дело — попытаться приблизиться, разглядеть самобытность, исторические краски французской музыкальной культуры трехсотлетней давности. А как иначе заинтересовать, увлечь, вызвать симпатии к удивительному миру музыкантов королевской Франции, создавших великую и совершенно особую культурную традицию, отличавшуюся от общеевропейской почти до конца XVIII столетия?

Немногочисленные работы российских музыковедов, посвященные французскому искусству XVII–XVIII веков, касаются главным образом музыки. Предлагаемые читателю очерки, напротив, музыки почти не затрагивают. Гораздо более нас привлекают люди и условия их существования, этические и юридические нормы, традиции и привычки, которыми они руководствовались в повседневной жизни, их общественное положение и отношение к профессии, способы взаимоотношений и принятая ими иерархия ценностей. Потому наша скромная, хотя и непростая задача — развлечь и увлечь собратьев по цеху, устранив по возможности неясности и недосказанности, издавна поселившиеся в отечественной литературе.

Появление тех или иных исполнителей, учреждение музыкальных служб при дворе, концерты и музыкальные события в аристократических домах, музыкальное воспитание детей при церквах и некоторые иные связанные с этим традиции с большей или меньшей определенностью прослеживаются с XVI века. Музыкальная жизнь за пределами двора также высвечивается довольно ясно, часто в описаниях современников, но не менее ярко — в рассказах потомков. В сельских и городских приходах церковные книги, счета и постановления капитула, архивы метриз (церковных школ, где учили пению для участия в службах) сохранили свидетельства об особенностях, деталях, частностях повседневной музыкальной жизни, быта и человеческих взаимоотношений — подробностях, доносящих до нас аромат эпохи и контуры событий и судеб.

Сохранившиеся нотариальные акты, эпистолярий, завещания, архивы профессиональных корпораций, установления и регистрационные акты парламента , регистрационной палаты, высшего податного суда, книги королевских штатов и, конечно, те же церковные книги позволяют нынешним историкам с разной мерой достоверности реконструировать не только события, но и биографии музыкантов. Кажется, лишь через судьбы конкретных персонажей и подлинные документы эпохи оживают слова и поступки, а история обретает черты достоверности. Конечно, не более чем черты, и здесь не может быть иллюзий.

История, к которой мы прикасаемся, объемна и многообразна, насыщена важными, любопытными или просто курьезными событиями. Наши очерки — лишь краткое описание музыкальной жизни в королевской Франции, не претендующее ни на полноту, ни на анализ фактов и явлений. Читатель, увлеченный отдельной темой, найдет здесь пути и тропинки для ее более подробного изучения.<...>


1 Апартамент (appartement, appartements) — слово, имеющее несколько значений. Здесь: вечерние развлечения, включавшие концертные номера, бильярд, карточную игру, танцы, легкое угощение. Также апартаменты (la Chambre du Roi) — королевский дворец или королевские покои.

2 См.: Barthélemy M. Pompadour, Jeanne Antoinette Poisson, marquise de // DMF. P. 568.

3 Théâtre des Petits Cabinets — Театр Малых Покоев или Малого Кабинета, расположенный в одной из комнат апартаментов маркизы де Помпадур в здании Версальского дворца, где с 1747 года ставились комедии и оперы для развлечения Людовика XV.

4 Большая конюшня (фр. Grande Écurie) — один из департаментов королевского двора в Версале, конюшня для содержания верховых лошадей (охотничьих, военных, для выездки, обучения пажей и т. д.). К Большой конюшне было приписано более 1000 служащих, в том числе многочисленная группа музыкантов для сопровождения выездов короля и больших церемониалов (см. далее).

5 Капелла (фр. Chapelle) — здесь: группа музыкантов (певцов и инструменталистов), участвовавших в богослужении.

6 Камерная музыка (фр. Musique de la Chambre du Roi) — здесь: музыканты, игравшие в королевских покоях.

7 Д’Эзек Ф. Из воспоминаний пажа Людовика ХVІ / пер. Е. П. Чалеевой // Голос минувшего. 1913. № 7. С. 177.

8 Филипп Йозеф Гиннер (1755–1784) — немецкий арфист, служивший при французском дворе во времена Людовика XVI; Иоганн Баптист Хохбрукер (1732–1812) — немецкий арфист и композитор, долгое время живший во Франции.

9 «В сентябре 1785 года там ставили в очень интимном кружке “Севильского цирюльника”. Королева играла очень изящно и правдиво Розину, граф д’Артуа — Фигаро, де Водрейль исполнял роль графа Альмавивы, а роли Бартоло и Базиля играли господа де Гиш и де Круссоль. Пьеса прошла с редким в таких светских собраниях ансамблем» (Д’Эзек Ф. Из воспоминаний пажа Людовика ХVІ. № 7. С. 184).

10 «Духовные концерты» (фр. Concert Spirituel) — концерты для широкой публики, учрежденные в 1725 году для исполнения духовной, а затем и светской музыки во время больших постов. Существовали до 1790 года.

11 Парламент — верховный суд, регистрировавший также королевские и некоторые гражданские акты. Здесь: Парижский парламент, охватывавший юрисдикцией большую центральную часть королевства. Парламенты действовали также в Тулузе, Эксе, Бордо, Дижоне, Гренобле, Меце, По, Ренне, Руане.