Учебное пособие разработано доктором искусствоведения, профессором межфакультетской кафедры фортепиано ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» Е. И. Максимовым.
Учебное пособие обсуждено и утверждено на заседании межфакультетской кафедры фортепиано. Протокол № 5 от 30 марта 2021 года, заслуженная артистка РФ, профессор, и. о. заведующего межфакультетской кафедрой фортепиано ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» Е. С. Карпинская.
В учебном пособии предложены пути изучения и освоения редко исполняемых сочинений Й. Гайдна — его фортепианных вариаций — в курсе общего (межфакультетского) фортепиано. Автор — известный концертирующий пианист и опытный педагог — сосредотачивается на исполнительских рекомендациях, касающихся шести вариационных циклов, в том числе самого известного, «Andante c вариациями» f-moll. Издание адресовано преподавателям и студентам музыкальных вузов.
Введение 4
Глава I. Вариации Гайдна: история и современность 6
§ 1. Исторический обзор 6
§ 2. Вариации Гайдна в зеркале отзывов музыкантов разных эпох 8
§ 3. Обзор основных изданий 12
Глава II. Особенности исполнительского стиля 13
§ 4. Выбор инструмента 13
§ 5. Темп и агогика 14
§ 6. Динамика 16
§ 7. Артикуляция и фразировка 19
§ 8. Орнаментика 21
Глава III. Аспекты работы над вариациями 25
§ 9. Классификация вариационных циклов 25
§ 10. Основные этапы работы 35
Заключение 37
Список литературы 39
Архивно-рукописные (неизданные) источники 40
Список нотных изданий 40
Предлагаемое учебное пособие посвящено клавирным вариациям Франца Йозефа Гайдна. Исполнительские и педагогические проблемы, которые частично уже были затронуты в более ранней работе автора о вариациях представителей венской классической школы1, рассматриваются здесь более подробно в связи с сочинениями ее основоположника.
Клавирные произведения Гайдна — сонаты, вариации, пьесы в других жанрах и формах — важная часть педагогического репертуара. Широкому применению его сочинений в учебном процессе способствуют ясность музыкального языка, прозрачность фактуры, разнообразие приемов фортепианной техники. Изучая вариации, ставя перед собой различные задачи, учащемуся необходимо иметь в виду два аспекта:
1) Осмысленный подход к исполнению любых сочинений возможен только при предварительном их изучении в историческом плане. Таким образом, важно определить место вариаций Гайдна среди аналогичных сочинений его эпохи.
2) В чем заключается сложность исполнения вариаций? Как это связано со спецификой этого жанра в историко-теоретическом и исполнительско-педагогическом контексте?
Обратимся к первому пункту. Известно, что во второй половине XVIII — начале XIX века в Западной Европе получили распространение салонные и бытовые вариации, выполнявшие как развлекательную, так и инструктивно-педагогическую функции. Целью сочинения подобных циклов чаще всего была популяризация вокальных и инструментальных произведений композиторов-современников, на темы которых писались вариации. Перед авторами также стояла задача продемонстрировать искусство варьирования темы, особенно если речь шла об исполнении для небольшого круга просвещенных высокопоставленных любителей музыки.
Не менее важен второй пункт. Как мы знаем, венские классики уделяли особое внимание сочинению вариаций для учащихся, создавая при этом инструктивные пьесы высокого художественного уровня. В итоге сложились две основные разновидности вариаций: с одной стороны, это небольшие циклы, написанные для учеников и любителей, с другой — виртуозные и масштабные сочинения, предназначенные для концертного исполнения. Это разграничение хорошо заметно и в творческом наследии Гайдна.
Гайдновские сочинения в этом жанре — за исключением «Andante с вариациями» f-moll — редко звучат с концертной эстрады и не входят в программы обучения в фортепианных классах. Практически отсутствует и русскоязычная музыковедческая литература о них. Этот пробел частично восполнен в монографиях и статьях автора данной работы2.
Пособие включает три главы. В первой вариации Гайдна представлены в исторической перспективе и в зеркале отзывов музыкантов разных эпох. В ней также дается краткая характеристика разных изданий, в том числе так называемых уртекстов. Вторая глава посвящена проблемам исполнительского стиля, в частности, выбору инструмента, темпу, динамике, артикуляции и орнаментике. В третьей главе содержатся практические рекомендации для педагогов. В заключении подводятся некоторые итоги.
1 См.: Максимов Е. И. О работе над фортепианными вариациями венских классиков: Учебное пособие. М., 2013.
2 Максимов Е. И. Клавирные вариации Й. Гайдна // Музыковедение. 2010. № 2. С. 8–15; Его же. Фортепианные вариации венских классиков. Saarbrücken, 2011; Его же. Фортепианные вариации на оригинальные темы в классико-романтическую эпоху. М., 2013.