Работа над полифоническими формами в классе фортепиано со студентами-музыковедами (из опыта работы в Московской консерватории): учебно-методическое пособие.
Предлагаемое учебно-методическое пособие посвящено одной из актуальных проблем вузовского курса фортепиано — особенностям работы со студентами-музыковедами над исполнением полифонических произведений. В настоящем издании обобщен многолетний опыт преподавания автора на межфакультетской кафедре фортепиано Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Адресованное в первую очередь преподавателям музыкальных вузов для работы со студентами, обучающимися по специальности 53.05.05 «Музыковедение», пособие может быть интересно и педагогам, работающим со студентами дирижерского и композиторского факультетов, а также всем интересующимся вопросами интерпретации полифонических сочинений и методики преподавания фортепиано.
Введение 4
§ 1. Основные направления работы над полифоническими формами в классе фортепиано со студентами-музыковедами 5
1.1. Работа над стилевыми и выразительными аспектами полифонических форм 5
1.2. Публичные выступления 7
§ 2. Практические рекомендации по работе над полифоническими сочинениями 9
2.1. Перечень сочинений, рекомендуемых в качестве полифонической формы на экзамен, зачет или контрольный урок 9
2.2. Некоторые исполнительские особенности избранных полифонических форм 11
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение. Список полифонических произведений, исполняемых студентами-музыковедами Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе фортепиано проф. С. Т. Светлановой 19
В программах всех уровней обучения в курсе фортепиано — от начального до высшего звена — особую роль играет работа над полифоническими произведениями. Развитие контрапунктического мышления и чувства полифонической формы, ощущение стилевых особенностей произведения и приобретение навыков певучего исполнения (а полифоническая фактура, безусловно, имеет вокальную природу) — все эти задачи остаются актуальными в работе как с начинающими пианистами, так и со студентами, которые уже имеют представление о структурных и выразительных особенностях полифонических форм, а также достаточно большой опыт их интерпретации.
Процесс изучения полифонических произведений в классе фортепиано со студентами-музыковедами в вузе кажется довольно легким. Но лишь на первый взгляд. Студенты, как правило, имеют сильную базу в виде обстоятельной довузовской подготовки, многие из них ранее получили фортепианное образование (школьное или даже среднее специальное). В этом, с одной стороны, видится большое преимущество: многие технические аспекты уже не требуют пристального внимания со стороны преподавателя в вузе. Однако прошлый фортепианный опыт студента может создавать, напротив, дополнительные сложности. Так, например, происходит, если специальность «музыковедение» была выбрана потому, что возникли проблемы с прежней, исполнительской (фортепианной), специальностью: физиологические зажимы, психологическая зажатость, вызвавшие нежелание выходить на сцену и стремление в связи с этим сменить профессию. Часто музыковеды, обучавшиеся ранее по специальности «фортепиано», жалуются на усталость в связи со сценической нагрузкой и отказываются впоследствии совершенствоваться в исполнительской сфере, ограничиваясь формальной сдачей обязательной программы.
Еще одна особенность работы с музыковедами над полифоническими формами в классе фортепиано заключается в том, что музыковеды, уже имея за плечами курс полифонии, пройденный в среднем звене, изучают полифонию еще и в вузе. Таким образом, у них складывается полное представление как о теории фуги, так и об историческом процессе развития этого жанра, а значит — и о формообразующих, стилевых аспектах, которые необходимо учитывать в процессе интерпретации полифонических форм. С одной стороны, данное обстоятельство значительно облегчает рабочий процесс преподавателю фортепиано, с другой — часто складываются ситуации, когда у студента возникает лишь «иллюзия» изученности, понятности выбранного для исполнения материала. При этом, однако, он слабо представляет себе, как воплотить собственные знания на практике. О таких случаях говорят, что знания не помогают, а только мешают успешному выступлению.
Итак, специфика изучения полифонических произведений в классе фортепиано со студентами-музыковедами, на наш взгляд, заключается в постановке и успешном решении следующих педагогических задач:
• переведение теоретических знаний студента в области полифонии в практическое русло, а именно — работа над выразительной передачей особенностей формы, контрапункта и стилистически грамотной интерпретацией сочинения;
• работа над успешным сценическим воплощением поставленных в классе задач;
• изучение как можно большего количества полифонических форм разных эпох и стилей, что, вне сомнения, способствует расширению студенческого музыкального кругозора, позволяет закрепить полученные в специальном курсе истории полифонии знания.
При постановке педагогических задач в классе необходимо учитывать такую сложность, как недостаток времени: несмотря на то что студент-музыковед имеет способность охватывать в рамках курса масштабные, сложные полифонические формы, вместе с тем зачастую он не располагает достаточным временем для занятий, поскольку курс фортепиано не является для него специальным.
Настоящее пособие опирается, в первую очередь, на педагогический опыт автора и учитывает специфику работы на межфакультетской кафедре фортепиано Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Обозначенные выше педагогические задачи обусловили структуру пособия, состоящую из двух параграфов. Первый посвящен проблемам работы над полифоническими формами в классе и способам их сценического воплощения. Второй параграф содержит перечень конкретных полифонических произведений, которые могут быть предложены студентам-теоретикам в курсе фортепиано; также рассматриваются редко исполняемые фуги с указанием на их стилистические и исполнительские особенности. Приложение содержит список полифонических сочинений, исполняемых на классных, кафедральных вечерах и прослушиваниях разных лет.