Методика анализа музыкальных эмоций: учебное пособие для музыкальных вузов


  • Автор: В. Н. Холопова
  • Рецензент: О. В. Комарницкая, доктор искусствоведения, доцент; Д. К. Кирнарская, доктор искусствоведения, профессор; А. Б. Ковалев, кандидат искусствоведения; Т. Э. Самвелян, кандидат искусствоведения, доцент
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2018
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 36
  • ISBN: 978-5-89598-351-5 (в обл.)

Работа по методике анализа музыкальных эмоций выпускается впервые. В пособии приводится множество эмоциональных определений, рассматриваются базовые, миметические и энергетические эмоции, эмоциональные процессы. Как показательные примеры анализа эмоций в музыке приведены конкретные разборы пьес, в том числе современных композиторов.

Пособие адресовано учащимся музыкальных вузов, а также всем, кто интересуется междисциплинарными исследованиями на стыке музыки и психологии.

Пояснительная записка 4

Трудности, связанные с анализом музыкальных эмоций 5

Краткий экскурс в историю музыкальных эмоций 10

Эмоциональные процессы 19

Примеры анализа музыкальных эмоций в отдельных произведениях 22

К. В. Глюк. Ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика» 22

Ю. В. Воронцов. «Сириус» для фортепиано 24

И. Брамс. Песня «Радость жизни» ор. 6 № 4 26

П. И. Чайковский. Третья часть Третьего струнного квартета 27

С. В. Рахманинов. Этюд-картина для фортепиано ор. 39 № 7 29

К. Штокхаузен. Klavierstück № 9 (Фортепианная пьеса № 9) 30

Заключение 33

На протяжении многих лет теория музыкальных эмоций изучается в двух родственных учебных предметах: «Теория музыкального содержания» и «Музыка как вид искусства». Объединены эти предметы именно содержательным аспектом, в отличие от дисциплин, связанных с вопросами композиции: элементарная теория музыки, гармония, полифония… И так же, как композиционные предметы имеют важные области соприкосновения друг с другом — изучение ладов, тональностей, интервалов, аккордов и многое другое, так и компоненты теории эмоций — участие эмоций в трех сторонах музыкального содержания, состав эмоций в музыке основных исторических эпох и некоторые другие вопросы — координируются между собой в названных дисциплинах смысловой направленности.

В курсе «Теория музыкального содержания» изучение эмоций наиболее приближено к характеру той или иной эпохи: даются подробные перечни основных «душевных состояний» определенного времени, обращается внимание на фиксируемое количество «страстей души», конкретно разбираются моно- и полиаффектность, «смешанные чувства», «эмоциональная форма», предлагается исполнение одной и той же музыкальной темы c разной эмоциональной окраской. В предмете «Музыка как вид искусства» демонстрируется более панорамный охват эмоций в музыке: эмоции жизненные и художественные, базовые музыкальные эмоции, эмоции однородные и смешанные, эмоции специального и неспециального музыкального содержания, фигуро-фоновые соотношения в эмоциях, эмоции миметические и энергетические, эмоциональные процессы.

Для показа относительно сложных случаев в качестве нотных иллюстраций к данной теме отобраны образцы только из музыки ХХ века: на переменчивость фигуро-фоновых соотношений — пьеса «Терции» из «Тетради для юношества» для фортепиано Р. Щедрина, на второплановое значение эмоций  — «Сириус» для фортепиано Ю. Воронцова, на развитие только энергетических эмоций — Фортепианная пьеса № 9 К. Штокхаузена.

В силу неотделимости музыкальных эмоций от самой природы музыкального искусства учебное пособие по этой стороне музыкального содержания может быть использовано весьма широко — не только музыковедами, но также композиторами и музыкантами-исполнителями всех специальностей, инструментальных и вокальных.

Автор(ы)


Валентина Холопова

Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии Правительства РФ

Ссылки