Ссылки
Избранные прелюдии и фуги из «ХТК»: Транскрипции для хора a cappella Л.З.Конторовича
  • Автор:И. С. Бах
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2016
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 80
  • ISBN: ISMN 979-0-706360-35-5 (в обл.)

Л. З. Конторович. Предисловие 4

Прелюдия и фуга IV cis-moll (т. I) 5

Прелюдия и фуга VI d-moll (т. I) 17

Прелюдия и фуга II c-moll (т. II) 25

Прелюдия и фуга VI d-moll (т. II) 32

Прелюдия и фуга VII Es-dur (т. II) 41

Прелюдия и фуга IX E-dur (т. II) 51

Прелюдия и фуга XII f-moll (т. II) 60

Прелюдия и фуга XV G-dur (т. II) 70

Приложение. Шутка из Сюиты для оркестра № 2 78

Переложение инструментальной музыки для хора a cappella является в русской хоровой культуре давней традицией. А. В. Свешников, создавший в 1928 году первый хор на радио, перекладывал фортепианные и оркестровые произведения для своего коллектива, стремясь расширить репертуар. Яркие примеры неограниченных возможностей хорового исполнительства дает ныне творчество Р. К. Щедрина, который в ряде сочинений поручает хору функции, обычно выполняемые оркестром. Как руководитель различных хоровых коллективов, я постоянно обращаюсь в своей деятельности к музыке И. С. Баха: Мессе h-moll, «Страстям по Иоанну», «Страстям по Матфею» и многим другим сочинениям. Одно из величайших творений композитора — «Хорошо темперированный клавир». Известны интерпретации прелюдий и фуг этого грандиозного клавирного цикла вокальными ансамблями («The Swingle Singers» и др.) и отдельными хорами. Мои переложения были вызваны к жизни как потребностью исполнять эту музыку в концертных программах, так и желанием обнаружить дополнительные краски и скрытые элементы многоголосия, не проявляющиеся в фортепианном звучании в прелюдиях, и передать всю глубину полифонического письма в фугах — несмотря на ограниченные диапазоны хоровых голосов.

Надеюсь, что предлагаемые переложения Прелюдий и фуг из ХТК помогут по-новому услышать эти сочинения и расширят представления студентов-хоровиков и композиторов об исполнительском потенциале хоровых коллективов.

Представленные в настоящем сборнике транскрипции музыки И. С. Баха звучали в концертных программах хора «Духовное возрождение» МГИМ им. А. Г. Шнитке и Академического Большого хора «Мастера хорового пения». Некоторые переложения записаны на компакт-диск.

В переложениях я не указываю возможную подтекстовку, так как считаю, что этот вопрос каждый дирижер должен решать самостоятельно.

Л. З. Конторович, народный артист РФ, профессор,
заведующий кафедрой современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории