Избранные прелюдии и фуги из «ХТК»: Транскрипции для хора a cappella Л.З.Конторовича


  • Автор: И. С. Бах
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2016
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 80
  • ISBN: ISMN 979-0-706360-35-5 (в обл.)

Л. З. Конторович. Предисловие 4

Прелюдия и фуга IV cis-moll (т. I) 5

Прелюдия и фуга VI d-moll (т. I) 17

Прелюдия и фуга II c-moll (т. II) 25

Прелюдия и фуга VI d-moll (т. II) 32

Прелюдия и фуга VII Es-dur (т. II) 41

Прелюдия и фуга IX E-dur (т. II) 51

Прелюдия и фуга XII f-moll (т. II) 60

Прелюдия и фуга XV G-dur (т. II) 70

Приложение. Шутка из Сюиты для оркестра № 2 78

Переложение инструментальной музыки для хора a cappella является в русской хоровой культуре давней традицией. А. В. Свешников, создавший в 1928 году первый хор на радио, перекладывал фортепианные и оркестровые произведения для своего коллектива, стремясь расширить репертуар. Яркие примеры неограниченных возможностей хорового исполнительства дает ныне творчество Р. К. Щедрина, который в ряде сочинений поручает хору функции, обычно выполняемые оркестром. Как руководитель различных хоровых коллективов, я постоянно обращаюсь в своей деятельности к музыке И. С. Баха: Мессе h-moll, «Страстям по Иоанну», «Страстям по Матфею» и многим другим сочинениям. Одно из величайших творений композитора — «Хорошо темперированный клавир». Известны интерпретации прелюдий и фуг этого грандиозного клавирного цикла вокальными ансамблями («The Swingle Singers» и др.) и отдельными хорами. Мои переложения были вызваны к жизни как потребностью исполнять эту музыку в концертных программах, так и желанием обнаружить дополнительные краски и скрытые элементы многоголосия, не проявляющиеся в фортепианном звучании в прелюдиях, и передать всю глубину полифонического письма в фугах — несмотря на ограниченные диапазоны хоровых голосов.

Надеюсь, что предлагаемые переложения Прелюдий и фуг из ХТК помогут по-новому услышать эти сочинения и расширят представления студентов-хоровиков и композиторов об исполнительском потенциале хоровых коллективов.

Представленные в настоящем сборнике транскрипции музыки И. С. Баха звучали в концертных программах хора «Духовное возрождение» МГИМ им. А. Г. Шнитке и Академического Большого хора «Мастера хорового пения». Некоторые переложения записаны на компакт-диск.

В переложениях я не указываю возможную подтекстовку, так как считаю, что этот вопрос каждый дирижер должен решать самостоятельно.

Л. З. Конторович, народный артист РФ, профессор,
заведующий кафедрой современного хорового исполнительского искусства Московской консерватории

Автор(ы)


Лев Конторович

Народный артист РФ
Заслуженный деятель искусств РФ

Ссылки