Редактор-составитель: В. Н. Никитина, кандидат искусствоведения
Сборник посвящен памяти талантливого музыковеда Александра Тевосяна (1943–2001), чья работа, связанная с изучением и сохранением отечественной хоровой культуры, широко известна в нашей стране.
В первом разделе сборника публикуется последняя книга Тевосяна: «“…У времени в плену”. Скрытые и потаенные смыслы в вокально-хоровых произведениях Г. В. Свиридова», издание которой приурочено к 100-летию со дня рождения выдающегося композитора. Второй раздел посвящен личности Тевосяна и разным граням его творческой деятельности — о феномене музыковеда в современном культурном пространстве размышляют коллеги и друзья. В заключительном разделе сборника представлены неопубликованные научные проекты Тевосяна, композиторские и поэтические опусы, другие материалы из личного архива, список трудов, литература о нем.
Звуковое приложение к сборнику (компакт-диск) знакомит с хоровым сочинением А. Тевосяна на слова Б. Пастернака «Ветер» и передачами из его авторского радиоцикла «Неизвестные и забытые страницы отечественной духовной музыки».
Издание адресовано широкому кругу музыкантов и всем, кто интересуется отечественной хоровой музыкой, вопросами музыкальной культуры и образования.
У музыки в плену: об Александре Тевосяне и его книге
Вера Никитина 5
Марина Рахманова 12
Владимир Рубин 13
I. Александр Тевосян. «…У времени в плену». Скрытые и потаенные смыслы в вокально-хоровых произведениях Г. В. Свиридова
Вступление 19
Число «3», кантатно-ораториальные сверхциклы и… принцип ослепительного света 27
От «Декабристов» к «Патетической». Новый разворот кантатно-ораториальных жанров (1955–1959) 30
Пять хоров на слова русских поэтов (1958) 31
«Патетическая оратория»… памяти Владимира Маяковского (1959) 47
Маленькие кантаты к большим юбилеям (середина 1960-х годов) 62
«Курские песни» и «Три старинные песни Курской губернии» 63
«Деревянная Русь» (1964) 67
«Снег идет» (1965) 69
Обращение к близкой памяти (середина 1970-х годов) 82
«Светлый гость» на слова С. Есенина (1971–1976) 82
«Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова (1972) 84
«Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) 87
Два маленьких триптиха 94
Три миниатюры: «Хоровод», «Веснянка» и «Коляда» (1972–1975) 95
Три пьесы из «Альбома для детей» 103
Вновь юбилеи (конец 1970-х годов) 108
«Гимны Родине» (1978) 108
Пушкинский диптих 116
«Три стихотворения А. С. Пушкина» 116
Концерт для хора «Пушкинский венок» (1979) 122
Блоковский диптих 125
«Ночные облака» (1979) 125
«Песни безвременья» (1979) 131
«Безвременье» 137
«Ладога», хоровая поэма на слова А. Прокофьева (1980) 140
Заключение 148
Библиография 153
II. Воспоминания
Владимир Рубин. Для него музыка была частью космоса 157
Екатерина Рубина. Человек не нашего времени 161
Аркадий Пружанский. Заядлый меломан и знаток архивов 163
Евгений Дуков. Мой ангел-хранитель… 165
Николай Хренов. В эпицентре научных поисков 167
Светлана Зверева. История русской духовной музыки в России и за ее пределами как область научных интересов А. Т. Тевосяна 171
Валерий Калистратов. Саша в моей судьбе 176
Ирина Лозовая. О годах сотрудничества 177
Таисия Радионова. Он слышал мир сквозь призму музыки 178
Елена Подосёнова. Преклоняю голову, опускаю глаза 180
III. Александр Тевосян. Из архива
«…У времени в плену». Скрытые и потаенные смыслы в вокально-хоровых произведениях Г. В. Свиридова (авторский план книги) 189
Анализ хоровых произведений 190
Александр Тевосян. Стихи 195
Александр Тевосян. Мой брат Георгий Тевосян 199
Александр Тевосян. «Ветер», на слова Б. Пастернака 200
Приложения
Музыкальные сочинения А. Т. Тевосяна 204
Список трудов А. Т. Тевосяна 205
Литература об А. Т. Тевосяне 217
Содержание компакт-диска 218
Summary 220
Издание подготовили 222
* * *
Предлагаемое читателю издание включает несколько разделов.
Первый из них знакомит с книгой А. Тевосяна о Г. Свиридове. Ее авторское название — «“…У времени в плену”. Скрытые и потаенные смыслы в вокально-хоровых произведениях Г. В. Свиридова». Этот труд сочетает черты монографии и очерковость, аналитические наблюдения и феноменологическую интерпретацию. Подход автора к творчеству Свиридова и взгляд на саму книгу в историческом контексте ХХ века комментируют известный историк музыки Марина Рахманова и композитор Владимир Рубин.
Публикуя последний труд Тевосяна, мы сочли возможным оставить незавершенные фрагменты текста в их изначальном виде, авторские выделения жирным шрифтом, разрядкой и курсивом. Это касается как отдельных тезисов, так и незаконченного автором Заключения. Поэтические цитаты в отдельных случаях приведены автором с незначительными отступлениями от первоисточников, как правило, в версии Свиридова; отличия специально оговариваются Тевосяном крайне редко. Помимо необходимой редакторской правки, в некоторых случаях пришлось сократить чересчур длинные (иногда в абзац) предложения. Были сняты рабочие ссылки на собственные труды Тевосяна, список которых помещен в данном сборнике, произведена сверка приведенных цитат с первоисточниками. Специального внимания потребовали справочные материалы, а заново подготовленная библиография (в архиве сохранился лишь ее набросок) отразила только те публикации, которые существовали во время работы автора — до 2001 года.
Вторая, мемориальная, часть издания включает воспоминания о Тевосяне его коллег, друзей и близких, которые раскрывают разные грани его личности и профессиональной деятельности.
В третью часть сборника вошли неопубликованные ранее материалы. Это хранившийся в архиве Проблемной научно-исследовательской лаборатории план-проспект учебного пособия «Анализ хоровых произведений»; впервые публикуется объемный список печатных трудов Тевосяна в хронологической последовательности (более 200 наименований, кроме публикаций в региональной периодике), литература о нем, музыкальные и поэтические сочинения разных лет.
Иллюстративная часть сборника представлена фотографиями из семейного архива Тевосяна и личных собраний авторов статей.
Приложением к сборнику служит диск с записью хоровой миниатюры А. Тевосяна «Ветер» на стихи Б. Пастернака, исполненной Камерным хором Московской консерватории под руководством А. Соловьёва на фестивале «Московская осень» (17 ноября 2014 года). На диске также представлены записи 39 авторских радиопередач цикла «Неизвестные и забытые страницы отечественной духовной музыки», обнаруженные в личном архиве музыковеда1.
***
Составитель сборника глубоко признателен Марине Рахмановой и Владимиру Рубину за комментарии к книге Тевосяна, всем авторам, написавшим воспоминания. Благодарю своих коллег — Виктора Фомина, Марину Старчеус и Елену Сафонову — за советы по подготовке издания; Андрея Рябуху, оказавшего неоценимую помощь в работе с библиографией и оформлением материалов книги; Александра Соловьёва и Алексея Вязникова, подготовивших исполнение хора Тевосяна «Ветер»; Михаила Горшкова (оцифровка записей) и Михаила Спасского (Лаборатория звукозаписи Московской консерватории, мастеринг) за участие в издании компакт-диска к сборнику; сотрудника отдела хранения Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки Светлану Чхаидзе а также руководителя Дирекции концертных программ в камерных залах Татьяну Пан. Техническое содействие в работе оказал мой сын Юрий Никитин, подготовивший иллюстрации к печати, и студентка Колледжа Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова Ксения Николаева. Считаю своим долгом поблагодарить родственников Александра Тевосяна и его брата Георгия Тевосяна, предоставивших материалы для публикации.
Вера Никитина
1 После расформирования радиокомпании «Голос России» передачи А. Т. Тевосяна, по свидетельству редактора этого цикла Елены Лариной, не сохранились.