Эта книга — один из первых опытов описания и анализа духовой инструментальной культуры периода музыкального классицизма в отечественной литературе. В ней, помимо прочего, впервые опубликованы сведения об исполнителях, служивших в аристократических капеллах Европы, приводится материал об ансамблях Harmoniemusik и музыке для них, представляющей интереснейший пласт художественных традиций XVIII начала XIX веков. Большой раздел посвящен духовым инструментам в оркестре. Рассматриваются вопросы формирования классицистского оркестра, проблемы инструментовки и трактовки инструментов. Основой исследования стала практическая деятельность автора и многолетние изыскания в библиотеках и архивах России и Европы. Книга адресована музыковедам, дирижерам, исполнителям, студентам музыкальных вузов.
ОТ АВТОРА 3
ВВЕДЕНИЕ 8
КТО И НА ЧЕМ ИГРАЛ В XVIII ВЕКЕ 19
Инструментарий эпохи классицизма 19
Флейта (21) – гобой (24) – английский рожок (27) – кларнет (28) – бассетгорн (35) – фагот (36) – валторна (39) – трубы (46) – тромбон (52) – серпент (54)
Исполнители середины XVIII — начала XIX вв 57
Биографии (57) – условия работы (85) – совмещение разных инструментов (88) – композиторы (89)
ГАРМОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ЕВРОПЕ В XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВВ. 91
Harmoniemusik – Musuqie d`Harmonie – Гармоническая музыка 91
Распространение и бытование гармонической музыки 98
Чехия (98) – Венгрия (104) – Вена (110) – Германия (120) – Англия (132) – Франция (135) – Россия (145)
Гармоническая музыка Моцарта 158
Дивертисменты и серенады (159) – обработки и апокрифы (169) – ансамбли кларнетов и бассетгорнов (171) – музыка других авторов (173)
О композиционных особенностях гармонической музыки, инструментовке и трактовке инструментов 176
Структура цикла (176) – тональности (182) – функции инструментов (183) – принципы изложения (188) – Октет Мысливечека (195) – Октет Бетховена (202)
Трактовка инструментов в гармонической музыке Моцарта 207
Дециметы (208) – секстеты (208) – октет К. Anh. 226 (217) – трактовка инструментов в серенадах (220)
Черты инструментовки гармонической музыки Моцарта и средства тембровой драматургии 230
Дивертисмент К. Anh. 226 (236) – «Большая партита» (244) – Серенада К.375 (251) – Серенада К.388 (253)
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА 260
Раннеклассический оркестр 260
Г. Телеман (265) – Г. Пизендель (266) – Г. Рёйтер (267) – Г. Штольцель (270) – берлинские композиторы (271) – мангеймские композиторы (275) – тирольские композиторы (290) – И. Х. Бах и К. Абель (292) – Г. К. Вагензейль (293) – Г. М. Монн (294) – И. Э. Эберлин (297) – Л. Моцарт (300) – К. В. Глюк (307)
Духовые инструменты в оркестре 1770-х -1800-х годов 312
А. Гретри (313) – российские авторы (316) – Мих. Гайдн (320) – К. Диттерсдорф (329) – В. А. Моцарт (351)
В ПРЕДДВЕРИИ НОВОГО СТИЛЯ 375
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 380