Книга «Молодые российские композиторы» - это первое в истории Российской Федерации издание, посвященное творчеству современных молодых композиторов. Книга написана музыковедами МолОта (Молодежного отделения Союза композиторов России) - ровесниками изучаемых ими авторов.
В альманахе представлены композиторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Якутска, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. В том числе, авторы, входящие в состав нескольких творческих объединений - «Сопротивление Материала», «Пластика звука» и «МолОт».
Каждая монографическая статья содержит краткую биографию, анализ основных черт стиля и полный список сочинений композитора. Статьи снабжены нотными примерами и иллюстрациями.
Редакторы-составители сборника - выпускники Московской консерватории Ярослав Тимофеев и Елена Мусаелян.
Приветствие В.И. Казенина 3
Приветствие Я.С. Судзиловского 4
Я. Тимофеев. О тридцати шести композиторах и одной лягушке 5
А. Касьянова. Елена Анисимова 7
Д. Фадеева. Кузьма Бодров 13
М. Тихонова. Марк Булошников 18
А. Вовчук. Георгий Дорохов 20
Н. Сурнина. Александр Жемчужников 25
Н. Игнатьева. Григорий Зайцев 33
Т. Павлова-Борисова. Николай Михеев 41
Н. Сурнина. Алексей Наджаров 46
А. Нагорнова. Эльмир Низамов 50
Е. Лагутина. Олег Пайбердин 55
Е. Лагутина. Мария Романова 62
Е. Мусаелян. Ярослав Судзиловский 67
Е. Мусаелян. Алексей Сюмак 80
Н. Ахметжанова. Азамат Хасаншин 89
М. Гайдук. Сергей Хисматов 94
Т. Жукова. Объединение СоМа (Сопротивление Материала) 99
Борис Филановский 101
Дмитрий Курляндский 108
Сергей Невский 116
Е. Мусаелян. Группа композиторов «Пластика звука» 124
Николай Хруст 132
Ольга Бочихина 136
Владимир Горлинский 140
Я. Тимофеев. МолОт Союза композиторов России. Добрые молотцы в поисках новой музыки 144
Н. Игнатьева, Е. Мусаелян. Московское представительство МолОта
«Левое крыло» 149
Сергей Ким 150
Екатерина Кулькова 151
Станислав Маковский 154
Александр Хубеев 158
Владимир Шергов 162
«Правое крыло» 165
Николай Полубояров 165
Николай Попов 167
Тихон Хренников-младший 169
Сергей Чечётко 170
Александр Шишов 174
О. Алексеева-Ежински. Санкт-Петербургское представительство МолОта 176
О. Алексеева-Ежински. Юрий Акбалькан 177
И. Мышкина. Евгений Васильев 181
В. Горяшина. Даниил Иванов 185
Н. Малимонова. Дмитрий Орехов 187
А. Мурсалова. Настасья Хрущёва 190
Сведения об авторах 194
О тридцати шести композиторах и одной лягушке
Профессию композитора давно похоронили — и многочисленные мыслители, и недовольные новой музыкой меломаны, и даже некоторые представители самoй профессии. Но молодые композиторы почему-то отказываются признавать за собой статус призраков: они рождаются, растут, заканчивают консерватории, пишут партитуры и ожесточенно требуют к себе внимания.
Наша антология призвана удовлетворить эту потребность. В ней представлена максимально широкая панорама молодых авторов, работающих в сфере академической музыки. На страницах этой книги порой соседствуют такие композиторы, которые, встретившись в жизни, вряд ли подали бы друг другу руку. Подбирая кандидатуры на включение в книгу, мы избегали каких бы то ни было идеологических или стилистических предубеждений. Мы стремились к тому, чтобы критериями отбора были лишь качество и красота музыки.
Разумеется, далеко не все пишущие молодые авторы включены в этот альманах. Наверняка, среди «не вошедших» есть и талантливые сочинители, достойные внимания. Но все же доминирующая часть российского композиторского пространства попала в границы нашего обзора, и все молодые авторы, успевшие по-настоящему заявить о себе, здесь представлены. Среди них участники двух композиторских объединений — «СоМа» и «Пластика звука», яркие композиторы-одиночки, такие как Олег Пайбердин или Сергей Хисматов, и члены МолОта — Молодежного отделения Союза композиторов России, — творящие в разных уголках страны (помимо московских и петербургских авторов здесь представлены композиторы из Казани, Уфы, Екатеринбурга, Якутска и Нижнего Новгорода).
Эта книга создана силами МолОта. Почти все из девятнадцати авторов статей — члены его музыковедческой секции. Редакторы-составители стремились унифицировать лишь качество, но не стилистику представленных здесь текстов.
Главная цель проекта — в том, чтобы собрать воедино информацию о многочисленных авторах и положить начало научному осмыслению композиторских персоналий. Но заинтересованного читателя эта книга и даже сам перечень ее героев заставят задуматься о многом. Почему, например, стали так актуальны композиторские группировки, вовлекшие в свои ряды большинство ярких имен? Почему, несмотря на давно состоявшуюся эмансипацию, «прекрасная половина» человечества так скромно представлена в списке композиторов — и в то же время почти безраздельно властвует в галерее музыковедов? Наконец, можно порассуждать даже о том, как влияет на композиторский успех созвучие «ский» на конце фамилии, ведь среди самых заметных фигур — такие авторы как Филановский, Судзиловский, Курляндский, Невский, Горлинский (суффикс и окончание на глазах превращаются в эпифору).
Практически все молодые российские композиторы — независимо от места жительства, опыта и убеждений — полны энергии. В конечном счете, именно их энергия (и в частности — инициатива Ярослава Судзиловского) вызвала к жизни эту книжку. Они купят ее, покажут своим друзьям, подкинут в библиотеки — и в истории российской композиторской традиции появится еще одно маленькое звено, продлевающее ее жизнь. Искусственное ли это поддержание жизни — неизвестно. Во всяком случае, стоит помнить о той лягушке, которая, оказавшись в крынке с молоком, кропотливыми и по-своему искусственными усилиями превратила молоко в сметану.
Тем, кто вопреки здравому смыслу и безразличию окружающего мира продолжает писать музыку, посвящается эта книга.
Ярослав Тимофеев