В книге предпринята попытка целостного подхода к творчеству Моцарта с точки зрения проблемы семантики музыкального языка – эпохи и автора. Феномен искусства Моцарта исследуется внутри целой системы контекстов – начиная от культуры XVIII в. в целом и вплоть до  конкретного музыкального произведения.
В центре внимания – оперы Моцарта с их связи с инструментальной музыкой; они рассматриваются как ключ к пониманию творчества композитора в целом.
Книга предназначена для музыкантов-профессионалов, преподавателей и студентов музыкальных учебных заведений, а также для широкого круга специалистов гуманитарного профиля.
От автора 6 
Предисловие 7
Введение 9
Часть первая. Оперы Моцарта и культурная ситуация его времени 19
Глава 1. Моцарт в контексте австрийского Просвещения 20
Глава 2. Моцарт в контексте европейского Просвещения 30 
Моцарт и масонство. «Волшебная флейта» 32
 Утопические тенденции в «Волшебной флейте» 36
 Проблема просвещенного монарха в поздних операх Моцарта. «Милосердие Тита» 40
 Восточная тематика в операх Моцарта 47
 Моцарт и Бомарше. «Свадьба Фигаро». Образ Керубино 52
 Тема любви в операх Моцарта. «Дон Жуан». Киркегор о Моцарте 59
 «Так поступают все» 65
 Моцарт и Гёте 72
Глава 3. Оперы Моцарта и музыкально-жанровая традиция XVIII в. 79
 Система оперных жанров 79 
Жанр оперы-сериа в творчестве Моцарта. «Идоменей» 86
 Жанр оперы-буффа в творчестве Моцарта. «Мнимая садовница» 96
 Зингшпиль в творчестве Моцарта. «Похищение из сераля» 100
Жанровые процессы в поздних операх Моцарта 113
 «Свадьба Фигаро» 114 
«Дон Жуан» Да Понте – Моцарта и «Каменный гость» Бертати – Гаццаниги 116
«Волшебная флейта» 135 «Милосердие Тита» и «Так поступают все» 137
Часть вторая. Семантика музыкального языка Моцарта. Художественная индивидуальность и семантика 141
Глава 1. Семантические фигуры в операх Моцарта и их отражение в его инструментальных сочинениях 142 
Риторические фигуры 143 
Общеклассицистские музыкальные формулы и жанровые модели 155
 «Турецкая музыка». Жанровые цитаты 175
Масонские фигуры 182
Глава 2. Авторские семантические фигуры в оперной и инструментальной музыке Моцарта 196
Семантические фигуры, связанные с темой любви 196
 Семантический и интонационный комплекс смерти, страдания 234
Вместо заключения 263
Послесловие 267
Литература 268

