Книга В. Холоповой посвящена выразительной и формообразующей роли ритма в творчестве композиторов ХХ века.
Книга рассчитана на музыковедов, педагогов и студентов музыкальных учебных заведений.
Введение. Постановка проблемы. Вопросы ритма в теории музыки 3
1. Постановка проблемы 3
2. Вопросы ритма в теории музыки 9
Понятия ритма и метра 9
Теория музыкальных стоп 16
Ритм и формообразование 20
Психофизиологические основы музыкального ритма 33
Отражение в музыкальном ритме внемузыкальных явлений 35
История ритмики 37
Ритмика некоторых национальных культур 41
а) Старинные индийские ритмы 41
б) Старинные турецкие ритмы 42
в) Средневековые европейские модусы 43
г) Болгарские ритмы 44
д) Ритмика русского фольклора 45
Новые ритмические теории XX века 46
Ритм в исполнительстве 54
I. Понятия метра и ритма. Формообразующие свойства ритма 58
Понятие ритма 58
Широкое понятие метра 58
Две основы метра 58
Степени строгости метра 59
Концентрированный метр 61
Многоплановый метр 62
Предел метрической многоплановости в музыке 64
Сущность музыкального акцента 65
Акцентирование соотношением длительностей 66
Акцентирование средствами мелодической линии 66
Акцентирование средствами гармонии 69
Акцентирование средствами фактуры 71
Акцентирование средствами громкости 72
Акцентирование средствами инструментовки и словесного текста 73
Акцентирование средствами агогики 74
Комплекс средств в акценте 74
Соотношение понятий метра и ритма при анализе ритма 76
Метр как критерий качеств ритма 76
Классификация типов ритмики 77
Соотношение понятий метра и ритма 78
Вывод о методике анализа ритма 79
Формообразующие свойства ритма 79
Параллелизм ритма и тематизма 80
Параллелизм ритма и гармонии 80
Моменты самостоятельного действия ритма 83
Функции устоя и неустоя в ритме 83
Ритмическая функция неустоя в связках, предыктах, предкадансах 87
Мелодика в моменты самостоятельности ритма 88
Гармония в моменты самостоятельности ритма 89
Роль ритма в зависимости от стиля композитора и стиля эпохи 93
Новое соотношение средств музыкальной формы в XX веке 94
Обновление ритмики в XX веке 95
Обновление формы на основе ритма в XX веке 98
Общий вывод о ритмическом формообразовании 99
II. Времяизмерительная ритмика. Ее значение для выразительности и формообразования произведений Д. Шостаковича 100
Тип ритмики Шостаковича 100
Формы нерегулярной ритмики Шостаковича 101
Изменчивость ритмического рисунка такта 103
Переменность размера 106
Прием переметризации темы 109
Неквадратность 112
Нерегулярная акцентность 114
Сферы применения относительной ритмической регулярности 116
Первая сфера 116
Вторая сфера 120
Третья сфера 122
Взаимодействие ладовой окраски и ритмического рисунка 125
Формообразующая роль ритма в произведениях Шостаковича 129
Титульный метр, метрическая экспозиция 129
Принцип комплементарное в полифонии и гомофонии 130
Тенденция ритмического развития в крупной форме 133
Соотношение формообразующей роли ритма с выразительной 134
Новое в соотношении ритма с гармонией у Шостаковича 139
III. Регулярно-акцентная ритмика. Ее значение для выразительности и формообразования произведений С. Прокофьева 144
Отличительные черты ритмики Прокофьева 144
Состав средств в акценте 144
Формы регулярной ритмики Прокофьева 147
Такт 147
Внутридолевой метр 148
Равномерные и остинатные ритмические рисунки 150
Двутакты, четырехтакты, восьмитакты 151
Концентрированный и многоплановый метр 152
Предельная степень многоплановости 155
Выразительное значение ритмической регулярности 157
Проявления относительной ритмической нерегулярности у Прокофьева 163
Формообразующая роль ритма в произведениях Прокофьева 173
Нарушение регулярности на гранях формы 173
Борьба регулярности с нерегулярностью 174
Победа регулярности в малых построениях 175
Победа регулярности в более крупных разделах формы 179
Победа регулярности в части цикла (финал Первой скрипичной сонаты) 188
IV. Нерегулярно-акцентная ритмика. Ее значение для выразительности и формообразования произведений И. Стравинского 194
Стравинский – новатор в ритмике 194
Общие формы нерегулярной ритмики у Стравинского 195
Специфические приемы нерегулярной ритмики Стравинского 197
Акцентное варьирование мотива 198
Варьирование протяженности остинатных мотивов и фраз 202
Сочетание различных форм нерегулярной ритмики 209
Анализ рефрена «Великой священной пляски» 212
Двойная полиметрия 216
Тройная полиметрия 218
Взаимосвязь неквадратности с другими формами нерегулярности 224
Истоки ритмики Стравинского 225
Общеевропейские традиции 225
Русская речь, тексты народных песен 226
Русские классики XIX века. Мусоргский 228
Произведения Римского-Корсакова 228
Проявления относительной ритмической регулярности у Стравинского 234
Формообразующая роль ритма в произведениях Стравинского 237
Общие ритмические приемы формообразования 237
Специфические приемы ритмического формообразования у Стравинского 238
Наибольшая самостоятельность ритма 240
Ритм как динамическая основа формы 242
V. Краткий исторический обзор ритмики XVIII – XX веков (Заключение) 244
Тенденции ритмики XVII – XVIII веков 245
О ритмике И. С. Баха 248
О ритмике венских классиков 255
О ритмике композиторов XIX века 261
Дебюсси. Скрябин 274
Шенберг. Берг 278
О ритмике Веберна 281
О ритмике Бартока 286
Избранная библиография 294
Указатель имен 299