Книга продолжает ранее выпущенную в свет (1984) монографию профессоров Московской консерватории имени П. И. Чайковского В. Н. и Ю. Н. Холоповых «Антон Веберн». Авторы исследуют в ней проблемы музыкального языка и композиции классика австрийской музыки ХХ в., рассматривают его произведения.
Введение 3
Гемитоника 11
 Гемитонные поля 14
Гемитонные группы 16
 Формы мелодической линии в гемитонике 24 
Гемитоника – тональность – модальность 28
Симметрия 33 
Понятие симметрии 33 
Проявление симметрии у Веберна 36
 Линеарная симметрия в наименьших структурах 45
 Симметрии разных средств в наименьших структурах 48
 Симметрия в построениях 49 
Симметрия в музыкальных формах 55
Техника письма 71
I. Свободная гемитоника 71 
Мелодические мотивы 71 
Высотная структура 73 
Линия 74
Метр и ритм 76
 Особые формы изложения мотива 78
 Мотивное развитие. Многоголосие 82 
Гомофония Веберна 83 
Вариация мотива 85
 Константы 90
 Полифония 93
 Неимитационная полифония 94
 Имитационная полифония. Канон 96
 Линия развития полифонии. Микросерийная полифония 100 
Тембровое мышление 104
Дифференциация тембров 105 
Тембр и гармония 108 
«Klangfarbenmelodie» 114 
Тембровая полихромность 121 
Оркестровая ткань 124 
Атематизм 127 
Пуантилизм 129
Свободный атематизм 135
II. Серийная гемитоника 139 
Генезис додекафонной техники 140
Предпосылки и генетически предшествующие явления 140 
Путь Веберна к 12-тоновой композиции 144 
Серия 150 
Принцип серии 151
 Серия и тема 155 
Интервалика серии 157
Производные серийные структуры 158
Структура серии 160
 Родство серийных рядов 168 
Типология серийного письма 173
1. Свободный атематизм 174 
2. Тематизм 176
3. Аккордовый склад 178
4. Гомофония 180 
5. Полифония 182 
6. Пуантилизм 184 
Оперирование серией 186
 1. Серийные ряды и фактурные голоса. Колейность 186
 2. Изложение серийных рядов 188
 3. Особые способы серийного изложения 191
Мелодика. Аккордика 192
 Веберн и сернализм 205 
Предформы сериализма у Веберна 206
 Идея сериализма у Веберна 207
 Сериализация других параметров 211
Серийная диспозиция 221
1. Серийная тональность 222 
2. Центральные тоны 224 
3. Выбор рядов 225
 4. Сочленение рядов 226
5. Целостная серийная структура 228
 6. Характерные приемы достижения серийной целостности 228
 «Лирическая геометрия» Веберна 231
 От Веберна к авангарду 236
Музыкальные формы Веберна 243
 Классификация 243
I. Инструментальные формы 245 
Атональные инструментальные формы 245 
Простые трехчастные формы 245
 Трехчастная форма как целое 249
 Сложная трехчастная форма 253 
Вариации 253 
5-я форма рондо 256 
Сонатные формы 256
 Сквозная форма 258
Циклы 258 
Осевой принцип и осевая форма в атональных инструментальных миниатюрах Веберна 259 
Серийные инструментальные формы 262
Песенные формы 263 
Рондо 267 
Вариации 270
Сонатные формы 274
 Экспозиция 276
Разработка 277 
Реприза 279 
Кода 280
Канон 282
 Каноническая старосонатная форма 286 
Полифоническая сложная трехчастная форма 287
 Циклы 288
II. Вокальные формы 280
 Специфика вокальных форм Веберна. Их эволюция и классификация 290
 Структурное взаимодействие слова и музыки 395
 Атональные вокальные формы 300
 Простые двухчастные формы 300
Двухчастные репризные 300
 Двухчастные безрепризные 301
Простые трехчастные формы 302
 Трехчастные репризные 303 
Трехчастная форма с синтетической репризой 309
 Трехчастная двуплановая безрепризно-репризная форма 310
Трехчастные формы без тематической репризы 312 
Простая многочастная форма. Сложная трехчастная форма 320
 Простая многочастная 320
 Сложная трехчастная 320
Каноны 323 
Серийные вокальные формы 329 
Период. Простые двухчастные формы 330 
Двухчастные формы в неканонической фактуре 331
 Двухчастные формы в канонической фактуре 331
 Простые трехчастные формы 334 
Трехчастная репризная 334
Трехчастная форма с видоизмененной репризой 337
Трехчастная форма с видоизмененной и синтетической репризой 338 
Трехчастная безрепризная 339
 Трехчастная репризная форма в канонической фактуре 339 
Простые многочастные формы. Двойные вариации 340 
Многочастные безрепризные формы 340 
Многочастная форма в канонической фактуре 341
 Двойные вариации 341
Сложная двухчастная и сложная трехчастная формы 343
 Сонатно-мотетная форма 345
 Каноны 347 
Каноническая фуга 347
 Рондальный канон 349 
Куплетный канон 349 
Циклические вокальные формы (атональные и серийные) 350 
Заключение 354
Приложения: 
I. Таблица геометрических осей в произведениях А. Веберна 357
 II. Схема II ч. Трио ор. 20 358 III.
 Серии Веберна 359 
Список цитированной литературы 360
