Музыка Веберна


  • Автор: Холопова В. Н., Холопов Ю. Н.
  • Рецензент: Ю. В. Кудряшов, Т. Н. Ливанова
  • Издательство: Композитор, 1999
  • К-во страниц: 368
  • ISBN: 5-85285-142-6

Книга продолжает ранее выпущенную в свет (1984) монографию профессоров Московской консерватории имени П. И. Чайковского В. Н. и Ю. Н. Холоповых «Антон Веберн». Авторы исследуют в ней проблемы музыкального языка и композиции классика австрийской музыки ХХ в., рассматривают его произведения.

Введение 3
Гемитоника 11
Гемитонные поля 14
Гемитонные группы 16
Формы мелодической линии в гемитонике 24
Гемитоника – тональность – модальность 28

Симметрия 33
Понятие симметрии 33
Проявление симметрии у Веберна 36
Линеарная симметрия в наименьших структурах 45
Симметрии разных средств в наименьших структурах 48
Симметрия в построениях 49
Симметрия в музыкальных формах 55

Техника письма 71

I. Свободная гемитоника 71
Мелодические мотивы 71
Высотная структура 73
Линия 74
Метр и ритм 76
Особые формы изложения мотива 78
Мотивное развитие. Многоголосие 82
Гомофония Веберна 83
Вариация мотива 85
Константы 90
Полифония 93
Неимитационная полифония 94
Имитационная полифония. Канон 96
Линия развития полифонии. Микросерийная полифония 100
Тембровое мышление 104
Дифференциация тембров 105
Тембр и гармония 108
«Klangfarbenmelodie» 114
Тембровая полихромность 121
Оркестровая ткань 124
Атематизм 127
Пуантилизм 129
Свободный атематизм 135

II. Серийная гемитоника 139
Генезис додекафонной техники 140
Предпосылки и генетически предшествующие явления 140
Путь Веберна к 12-тоновой композиции 144
Серия 150
Принцип серии 151
Серия и тема 155
Интервалика серии 157
Производные серийные структуры 158
Структура серии 160
Родство серийных рядов 168
Типология серийного письма 173

1. Свободный атематизм 174
2. Тематизм 176
3. Аккордовый склад 178
4. Гомофония 180
5. Полифония 182
6. Пуантилизм 184
Оперирование серией 186
1. Серийные ряды и фактурные голоса. Колейность 186
2. Изложение серийных рядов 188
3. Особые способы серийного изложения 191

Мелодика. Аккордика 192
Веберн и сернализм 205
Предформы сериализма у Веберна 206
Идея сериализма у Веберна 207
Сериализация других параметров 211
Серийная диспозиция 221

1. Серийная тональность 222
2. Центральные тоны 224
3. Выбор рядов 225
4. Сочленение рядов 226
5. Целостная серийная структура 228
6. Характерные приемы достижения серийной целостности 228
«Лирическая геометрия» Веберна 231
От Веберна к авангарду 236


Музыкальные формы Веберна 243
Классификация 243

I. Инструментальные формы 245
Атональные инструментальные формы 245
Простые трехчастные формы 245
Трехчастная форма как целое 249
Сложная трехчастная форма 253
Вариации 253
5-я форма рондо 256
Сонатные формы 256
Сквозная форма 258
Циклы 258
Осевой принцип и осевая форма в атональных инструментальных миниатюрах Веберна 259
Серийные инструментальные формы 262
Песенные формы 263
Рондо 267
Вариации 270
Сонатные формы 274
Экспозиция 276
Разработка 277
Реприза 279
Кода 280
Канон 282
Каноническая старосонатная форма 286
Полифоническая сложная трехчастная форма 287
Циклы 288

II. Вокальные формы 280
Специфика вокальных форм Веберна. Их эволюция и классификация 290
Структурное взаимодействие слова и музыки 395
Атональные вокальные формы 300
Простые двухчастные формы 300
Двухчастные репризные 300
Двухчастные безрепризные 301
Простые трехчастные формы 302
Трехчастные репризные 303
Трехчастная форма с синтетической репризой 309
Трехчастная двуплановая безрепризно-репризная форма 310
Трехчастные формы без тематической репризы 312
Простая многочастная форма. Сложная трехчастная форма 320
Простая многочастная 320
Сложная трехчастная 320
Каноны 323
Серийные вокальные формы 329
Период. Простые двухчастные формы 330
Двухчастные формы в неканонической фактуре 331
Двухчастные формы в канонической фактуре 331
Простые трехчастные формы 334
Трехчастная репризная 334
Трехчастная форма с видоизмененной репризой 337
Трехчастная форма с видоизмененной и синтетической репризой 338
Трехчастная безрепризная 339
Трехчастная репризная форма в канонической фактуре 339
Простые многочастные формы. Двойные вариации 340
Многочастные безрепризные формы 340
Многочастная форма в канонической фактуре 341
Двойные вариации 341
Сложная двухчастная и сложная трехчастная формы 343
Сонатно-мотетная форма 345
Каноны 347
Каноническая фуга 347
Рондальный канон 349
Куплетный канон 349
Циклические вокальные формы (атональные и серийные) 350
Заключение 354

Приложения:
I. Таблица геометрических осей в произведениях А. Веберна 357
II. Схема II ч. Трио ор. 20 358 III.
 Серии Веберна 359
Список цитированной литературы 360

Автор(ы)


Валентина Холопова

Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии Правительства РФ