Редколлегия: Ю. Н. Хохлов (отв. ред.), К. В. Зенкин, Е. М. Царева.
В сборнике «Франц Шуберт и русская музыкальная культура» объединены результаты комплексного исследования под редакцией старейшего российского исследователя творчества Шуберта, доктора искусствоведения Ю. Н. Хохлова. Картина бытования наследия Шуберта в России представлена с возможной полнотой: издательская и исполнительская судьба его сочинений, творческие параллели с русскими классиками XIX и XX века, проблемы восприятия.
Среди авторов сборника – ведущие российские музыковеды и музыканты-исполнители. Приложение содержит указатель русской литературы о Шуберте с 1830 года до наших дней.
Адресован всем интересующимся творческом Шуберта, а также русско-австрийскими музыкальными связями и традициями.
От редколлегии:
Среди задач, стоящих перед русским шубертоведением, одной из важнейших является изучение бытования музыки Шуберта в России. Правда, первая публикация на данную тему появилась не в нашей стране — это журнальная статья немецкого музыковеда Роберта Энгеля «Шуберт и Россия», напечатанная более 80 лет тому назад (Die Musik. 1928. November. Heft 2). Русские исследователи обратились к этой проблеме значительно позже. В 1997 году, когда во всем мире отмечалось двухсотлетие со дня рождения Шуберта, была опубликована статья Ю. Н. Хохлова «Шуберт в русской музыкальной культуре» (Музыкальная академия. 1997. № 3; несколько расширенный немецкий вариант статьи опубликован в «сообщениях» венского Международного института Франца Шуберта в январе 1998 года). Однако в этой статье заявленная тема была освещена довольно бегло, лишь в общем плане. Поэтому члены русского Шубертовского общества решили подготовить серию статей по проблеме «Шуберт и Россия». Работа над этим проектом заняла несколько лет.
Предлагаемый сборник освещает разнообразные аспекты темы: начало знакомства русских слушателей с музыкой Шуберта (статья Ю. Н. Хохлова); отношение к Шуберту русских композиторов и музыкальных критиков, в первую очередь наиболее крупных (статьи Е. М. Левашева и А. С. Виноградовой, А. М. Соколовой, О. Ю. Будаковой, В. Р. Дулат-Алеева); сведения о хранящихся в российских архивах шубертовских рукописях (Ю. Н. Хохлов); обработки и доработки сочинений Шуберта, осуществленные русскими композиторами (К. В. Зенкин, В. С. Ценова); исполнение в России вокальных, фортепианных, камерно-инструментальных и симфонических сочинений Шуберта (С. Б. Яковенко, А. Ф. Хитрук, Л. А. Осипова, Ю. Н. Хохлов). Не обойден и вопрос об изучении в нашей стране жизни и творчества Шуберта (Э. А. Стручалина). Сборник завершает статья Ю. Н. Хохлова о русских изданиях сочинений Шуберта.
Самостоятельную ценность представляет приложение «Франц Шуберт: русская библиография», отражающее практически всю русскоязычную литературу о композиторе с 1830-х годов и до наших дней (составлено сотрудниками Библиографического отдела Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской консерватории Ю. А. Степановой и Л. А. Дедюкиной). В нем читатель найдет полное библиографическое описание всех упоминаемых в книге публикаций о Шуберте на русском языке.
Единство идеи и плана сборника сочетается со свободой авторского подхода; при этом не все высказанные в статьях взгляды разделяются редколлегией.
Хотя сборник «Шуберт и русская музыкальная культура» получился довольно внушительным, он все же не исчерпывает своей темы. Так, специально не поставлен вопрос о непосредственном влиянии Шуберта на русскую музыку, на творчество отдельных композиторов. Очень бегло освещен вопрос об оценках Шуберта и его наследия в русской художественной литературе. Нет в сборнике статьи о проблемах русского перевода текстов песен Шуберта и дающей критическое освещение переводов, осуществленных отдельными авторами. Вклад, внесенный здесь В. П. Коломийцевым, заслуживает особого рассмотрения. Интересная статья могла бы быть написана о пропаганде творчества Шуберта московским «Домом песни». Вполне уместна и публикация статей об исполнении сочинений Шуберта отдельными выдающимися артистами, в том числе и руководителем «Дома песни» М. А. Олениной-д’Альгейм. Необходимо принимать во внимание и то обстоятельство, что с течением времени у нас осуществляются удачные исполнения сочинений Шуберта, появляются новые обработки его произведений, их издания, новые звукозаписи, а также исследования, посвященные Шуберту. В связи с этим редколлегия предполагает, что издание с общим заглавием «Шуберт и русская музыкальная культура» могло бы стать периодическим и по прошествии времени можно будет готовить его следующие выпуски.
Редколлегия считает своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность Министерству науки и исследований в Вене и Посольству Австрии в Москве за поддержку издания, а также Григорию Моисееву и Елене Паниковой, взявшим на себя труд по подготовке сборника к печати.
От редколлегии 4
Ю. Н. Хохлов Начало знакомства русских слушателей с музыкой Шуберта 6
Е. М. Левашёв, А. С. Виноградова Франц Шуберт и Александр Алябьев. Опыт сравнительной характеристики камерно-вокального творчества 35
А. М. Соколова Шуберт и балакиревский кружок 68
В. Р. Дулат-Алеев Франц Шуберт в музыкально-критическом наследии А. Н. Серова (к вопросу межнациональной художественной рецепции) 95
О. Ю. Будакова Музыка Шуберта в литературном наследии Чайковского 104
К. В. Зенкин К истории обработок произведений Шуберта в России 111
В. С. Ценова Шуберт и Денисов: контур традиции 120
Ю. Н. Хохлов Рукописи Шуберта в русских архивах 131
С. Б. Яковенко Вокальная музыка Франца Шуберта в России 155
А. Ф. Хитрук Разгадывая тайну шубертовской формы 178
Л. А. Осипова Об исполнении в России сочинений Шуберта для фортепиано в четыре руки 193
Ю. Н. Хохлов Исполнение в России симфонических и камерно-инструментальных произведений Шуберта 202
Э. А. Стручалина Русская научная литература о Шуберте 211
Ю. Н. Хохлов Русские издания сочинений Шуберта XIX – XX века 247
Приложение
Франц Шуберт: русская библиография 288