Становление клавирного стиля в музыке южнонемецкого барокко


  • Автор: Распутина М. В.
  • Издательство: Московская консерватория НИЦ «Московская консерватория», 2009
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 220
  • ISBN: 978-5-89598-229-7

Редактор О. В. Лосева.


В исследовании, посвященном южнонемецкой музыке XVII века для клавишных инструментов, впервые в отечественном музыкознании в комплексе рассматриваются такие факторы клавирного стиля, как жанровая система клавирной музыки, темперация и конструкция инструментов, сама музыкальная материя на разных масштабно-временных уровнях (мелизматика, артикуляция и фразировка; ритм, ладовая структура и фигурация; музыкальная форма) и исполнительская практика.

Книга адресована музыковедам (прежде всего – преподавателям курсов полифонии, анализа музыкальных произведений, истории музыки) и исполнителям на старинных и современных клавишных инструментах, а также всем интересующимся музыкой эпохи барокко.

От редактора 4 Введение 5

Часть I.

Глава 1. Жанр и стиль
Жанровая система клавирной музыки 35
Из истории становления клавирных жанров 56
Тематизм как зеркало жанра 72

Глава 2. Инструмент
Развитие органостроения в Южной Германии 87
Темперация 102

Часть II.

Глава 3. Фактура
К проблеме исследования фактуры барокко 114
Мелизматика: способы фиксации и расшифровки 121
Артикуляция и фразировка 136

Глава 4. Синтаксис
Ритм 153
Некоторые вопросы ладовой организации 169
Фигурация 175

Заключение
О композиции в XVII веке 211