Перевод с английского А. В. Беляковой.
Книга Иегуди Менухина, впервые издаваемая в России, – замечательное учебное пособие, основанное на собственном исполнительском и педагогическом опыте великого скрипача.
Автор предназначил ее как для начинающих, так и для опытных музыкантов.
Предисловие:
Литературы по методике скрипичного исполнительства на русском языке сегодня все еще недостаточно. Это печальный факт, если учесть всю сложность процесса обучения игре на скрипке. Появление новой книги – особенно если ее автором является скрипач с мировым именем – становится событием, важность которого трудно переоценить.
Книга, предлагаемая вниманию русскоязычного читателя, вышла на английском языке в 1971 году. Она основана на успешном опыте преодоления трудностей скрипичного исполнительства и, с этой точки зрения, содержит массу полезной информации для скрипачей. Ю. И. Янкелевич считал, что у самого И. Менухина была не совсем «академическая» постановка, что, однако, не помешало Менухину добиваться высоких профессиональных результатов. Преподавание в Школе музыки И. Менухина в Суррее, Великобритания, базировалось именно на изложенных в предлагаемой книге принципах. Выпускник школы Менухина Найджел Кеннеди, являясь одним из наиболее ярких скрипачей современности, своим примером убеждает в эффективности данной методики.
Менухин излагает свои идеи достаточно ясно и доступно для широкого читателя. Кое-где автор, возможно, чрезмерно вдается в детали, что может показаться скрипачу, воспитанному в традициях русской скрипичной школы, излишним. Однако сам Менухин объясняет особенности своего метода желанием как можно более точно передать ощущения скрипача при игре на инструменте. Кроме того, не следует противопоставлять методику Менухина какой-либо (в том числе и русской) школе скрипичного исполнительства. Наоборот, чтобы лучше проникнуться идеями автора и извлечь для себя практическую пользу, следует читать книгу без предубеждения – не сравнивая, а пробуя, проверяя на практике.
Книга содержит многочисленные полезные упражнения на развитие эластичных и скоординированных движений. Они дадут возможность многим музыкантам, как начинающим, так и опытным, открыть для себя новые подходы к различным скрипичным приемам и, таким образом, обрести большую свободу в исполнительстве. А в целом книга позволит русскоязычному читателю познакомиться с еще одним уникальным взглядом на такое сложное и многогранное явление, как игра на скрипке.
Народная артистка России,
заведующая кафедрой скрипки
Московской государственной консерватории,
профессор Ирина Бочкова
От издателя 4
Предисловие к русскому изданию 5
Благодарности 6
Введение 7
Первый урок. Общие подготовительные упражнения 12
Второй урок. Подготовительные упражнения для правой руки 30
Третий урок. Подготовительные упражнения для левой руки 54
Четвертый урок. Движения смычка 76
Пятый урок. Движения левой руки 123
Шестой урок. Совместные движения обеих рук 144
Приложение 1. Ежедневные занятия и разогревающие упражнения 159
Приложение 2. Как ухаживать за скрипкой и смычком 165