Вопросы теории и практики игры на валторне


  • Автор: Усов А. И.
  • Издательство: Музыка, 1965
  • Тираж: 2615 экз.
  • К-во страниц: 135

Предисловие 3
Глава первая. Краткие исторические сведения о валторне 5
Охотничий рог. Натуральные и инвенционные валторны, появление и функции их в оркестре. Изобретение хроматической валторны.

Глава вторая. Устройство хроматической валторны 22
Длина каналов хроматической валторны и значение вентилей голосовой машины. Восемь звукорядов хроматической валторны. Двойные хроматические валторны F–B и B–F, их устройство и диапазон звучания. Пятивентильные валторны. Мундштук валторны и влияние отдельных его деталей на игровые акустические свойства инструмента.

Глава третья. Выразительные возможности хроматической валторны 34
Тембровые особенности хроматической валторны. Техника и кантилена на валторне. Трели. Закрытые и приглушенные звуки и их применение в оркестровых партиях валторны.

Глава четвертая. Конструктивные особенности хроматической валторны и их влияние на ее игровые и акустические свойства 53 Неустойчивость и интонационные отклонения вентильных звуков, причины, их порождающие, и различные способы борьбы с ними.
Глава пятая. Вопросы методики обучения игре на валторне 62

Глава шестая. Отбор учащихся и проведение первых уроков 72
Требования при отборе кандидатов для обучения игре на валторне. Работа с учащимися на первой стадии обучения.

Глава седьмая. Постановка при игре на валторне 78
Положение корпуса, головы, рук и ног. Постановка амбушюра. Мышцы губ и лица, характер их работы при звукоизвлечении и взаимосвязь с дыханием.

Глава восьмая. Дыхание и работа дыхательного аппарата при игре на валторне 93
Звукообразование на валторне. Органы дыхания. Механизм дыхания. Типы дыхания и их характеристика. Искусство дыхания во время игры.

Глава девятая. О работе языка при звукоизвлечении 108
Атака звука – «твердая» и «мягкая». Взаимосвязь в работе языка, губ и дыхательного аппарата. Слух и его влияние на работу этих органов при звукоизвлечении.

Глава десятая. О самостоятельных занятиях учащегося 119
Значение самостоятельных занятий, планирование, норма и систематичность их. О пользе и методах упражнений на выдержанных звуках. Способ разучивания этюдов и художественных произведений. Принцип подбора материала для занятий. О значении внимания в развитии исполнительской техники.
Заключение 132

Автор(ы)


Юрий Усов

Заслуженный деятель искусств РСФСР