Монография написана по материалам комплексного исследования истории немецкого флейтового искусства XVIII–XIX вв. В книге впервые рассматриваются основные этапы становления и развития флейтового исполнительства в Германии. Особое внимание уделено творчеству И. И. Кванца, И. Г. Тромлица, И. Б. Вендлинга, А. Б. Фюрстенау, Т. Бёма и их определяющей роли в истории немецкого и западноевропейского флейтового искусства.
От автора 3
Вступление 5 Историография немецкого флейтового искусства XVIII–XIX столетий 7 Типология конструкции флейты и этапы ее развития 29
Глава 2. Флейтовое искусство в Мангейме 149 Мангейм – «рай для музыкантов» 149 И. Б. Вендлинг и мангеймское окружение 155 Переезд в Мюнхен 169
Глава 3. И. Г. Тромлиц – реформатор флейты барокко 172 И. Г. Тромлиц и музыкальная культура Лейпцига 172 Учебные пособия для флейты 178 Флейты И. Г. Тромлица 191
Глава 4. А. Б. Фюрстенау – исполнитель-виртуоз и педагог 199 Династия флейтистов Фюрстенау 199 «Школа для флейты» и «Искусство игры на флейте» 205
Глава 5. Т. Бём. Эпоха революционных преобразований конструкции флейты 222 Т. Бём – исполнитель и реформатор флейты 222 Первый этап «тотальной модификации» инструмента 234 Коническая флейта Т. Бёма в «Institut de France» и Парижской консерватории 241 Цилиндрическая флейта Т. Бёма 253
Заключение 278
Список использованных источников 283