Книга представляет собой теоретическое исследование целостной концепции художественной формы музыки.
Для музыкантов-профессионалов, а также читателей, интересующихся вопросами теории и эстетики музыки.
От автора. О чем эта книга? 3
Глава 1. Основная идея книги: интонационная форма как единство протоинтонационной и аналитической сторон 8 О звукосмысловой форме музыки 8 Синкрезис – анализ – синтез в устроении формы 11 Особенности аналитической и протоинтонационной организации 14 Музыкальный звук: тело, душа, дух 28 Интонация и интонационная гармония 33
Глава 2. Внутренний мир интонационной формы 48 О способах построения смысловых миров музыки 50 Интонация персонажа 52 Интонация лирического героя 60 Духовное «я» («мы») музыки 64 Типология интонаций 70 Генеральная интонация произведения и стиля 74 Музыкальный язык – словарь жизненных проявлений 83
Глава 3. Мелодия, фактура, композиционно-фабульная организация 86 Мелодия как интонационный организм 86 Фактура 105 Композиционно-фабульная организация музыки 124
Глава 4. музыкальная психология и нейросемиотика 149 Процессуальное и одномоментное. Звукосмысловое свертывание и развертывание как главный семиотический механизм мышления 149 Как произведение творит композитора, исполнителя, слушателя 157 Музыкальный слух, способности, художественный вкус 159 Нейропсихические особенности музыкального мышления 163
Глава 5. Интонация и история 172 Истоки музыки 173 Стилевые колебания 176
Глава 6. О сущности музыки 195 Об энергийно-смысловом подходе в искусствоведении 196 Интонация – слово – изображение 200 Интонация как фундаментальное явление культуры 204 Музыкальная интонация красоты 210
Глава 7. Теоретическое постижение музыки 222 О постижимости красоты 222 Цели духовного анализа музыки 228 Множественность трактовок и проблема адекватности 233 Опасности анализа 236 Как научить тому, чему научить невозможно? (О творческом начале в обучении) 238 Интонационное мышление в курсе анализа 241
Заключение 254 Приложение. Система основных понятий теории 257 Литература 261