Книга известного педагога, профессора Т. Мюллера представляет собой второе, незначительно дополненное издание учебника гармонии, вышедшего в 1976 году. «Гармония» Т. Мюллера успешно применяется в педагогической практике на исполнительских факультетах консерваторий.
Этому способствует методическая продуманность и удачная компоновка материала, изложение в доступной для студентов форме теоретических положений, касающихся современной гармонии, а также ясная, четкая практическая направленность учебника.
Семестр III
Раздел IV
I. ГАРМОНИЯ ХХ ВЕКА
(Введение)
1. Общие основы гармонии ХХ века 1.1. Понятие гармонии и музыка ХХ века 3 1.2. Общие законы гармонии ХХ века 4 1.3. Свобода диссонанса 5 1.4. Двенадцатиступенность высотной системы 6 1.5. Новая ладогармоническая функциональность 7 1.6. Общий принцип гармонии ХХ века 8 1.7. Основы метода гармонического анализа музыки ХХ века 9 1.8. От общего принципа к конкретным звуковысотным структурам 10
1.8.1. Тональность мажорно-минорной основы 10
1.8.2. Тональность нейтрально-ладовой основы 11
1.8.3. Модальность 11
1.8.4. Серийность 12
1.8.5. Сонорика 13
1.8.6. Прочие структурные типы (и техники) 13 2. Хроматическая ладовая система 2.1. Понятие хроматической системы 14 2.2. Специфические гармонии хроматической системы 15 2.3. Функциональные значения аккордов хроматических ступеней 18 2.4. Медианты 21 2.5. Прилегающие (атакты). Проблема однотерцовых 23 2.6. Тритонанты 24 2.7. Фиксация гармонических значений 25 2.8. Некоторые условия применения гармоний хроматической системы 27
2.8.1. Вводящие гармонии 27
2.8.2. Мелодика в хроматической ладовой системе 29
2.8.3. Хроматическая ладотональная система и состояния тональности 30 2.9. Гармонии хроматической системы и формообразование. Тональное сжатие 31 2.10. Принцип избирательности гармонии и индивидуализированность тональности 33 2.11. Родство тональностей в хроматической системе 34 2.12. Выразительность элементов хроматической тональности 36 3. Аккордика 3.1. Вертикаль и гармония. Типология гармонической вертикали ХХ века 38 3.2. Моноаккорды. Терцовые аккорды 40 3.3. Побочные тоны 44 3.4. Диссонансы тяготеющие и не тяготеющие. Разрешение септаккордов. Параллелизмы 46 3.5. Нетерцовые аккорды. Кварто-квинтовые созвучия 50 3.6. Септовые аккорды. Ноновые аккорды. Кластеры. Принцип «11». Мелодика и аккордика 52 3.7. Аккорды смешанной структуры. «Неполные» аккорды. Побочные группы тонов 60 3.8. Аккордика Веберна. Характерные аккорды 62 3.9. Полиаккорды. Субаккорды. Полиостинато 66 3.10. Линейные комплексы. Гармония пластов 68 3.11. Соноры 71 3.12. Проблема основного тона. Основной тон – основной субаккорд – основной слой – основная звучность 73 3.13. Аспект взаимодействия гармонии и тематизма: аккордовая последовательность как имитация. Расщепление единства «основной тон + звукосостав аккорда». Центральный тон 80 3.14. Выразительность аккорда. Индивидуализация аккордики 82 3.15. Новая аккордика и лад. Сложные тоники. Принцип оcтинатной тональности как источник индивидуализированных «модусов» (ИМ) 85 3.16. Новая аккордика и логика голосоведения. Вопросы мелодики. Вводнотоновость 87 3.17. Нотация усложненной аккордики 89
Практические работы. Задания 1 – 4 Задание 1 93 Задание 2 108 Задание 3 123 Задание 4 132
II. ТОНАЛЬНОСТЬ 4. Джазовая гармония 4.1. Джаз и «эстрада» 144 4.2. Джазовая интонация: диссонанс – хроматизм – экмелика 147 4.3. Гармоническая нотация 149 4.4. Наиболее употребительные аккорды главных функций 151 4.5. Блюзовый лад. «Блюзовые ноты» (джазовые модальные тоны) 151 4.6. Формы джазовой музыки. Импровизация 153
4.6.1. Блюзовая форма 154
4.6.2. Песенная форма 155
4.6.3. Импровизация 156 4.7. Аккордика. Формы сложной тоники 157 4.8. Тонально-функциональная система 159 4.9. Фактура. Блок-аккорды 161 4.10. Вопросы инструментальной звучности 163 4.11. Джаз и музыка серьезных жанров 164 5. Диссонантная тональность 5.1. Сложная тоника и функциональная система 165 5.2. От тоники к центральному созвучию 166 5.3. Приемы техники центрального созвучия 168 5.4. «Скрябинский лад» 171 5.5. Воссочинение 178 6. Полигармония 6.0. Терминология полиструктур 180 6.1. «Полизвуки» 181 6.2 «Полиинтервальность» 181 6.3. Полиаккордика 182 6.4. Политональность 187 6.5. Многослойность 191 6.6. Полифункциональность 191 6.7. Полиладовость. Полимодальность 193 6.8. Полигенность 196 6.9. Поликомпозиция 199 6.10 Полиустой 199 7. Параметры современной тональности 7.1. Понятие тональности в ХХ веке 202 7.2. Индивидуализация тональности 204 7.3. Современные параметры тональной композиции 206 7.4. Сонантность 207 7.5. Состав тональности. Функциональная амплитуда 210 7.6. Распределение функциональных ресурсов. Принцип нарастания хроматики 211 7.7. Последование основных тонов (ОТ) и чувство тональности 213 7.8. Тоникальность 214 7.9. Формы каденций 216 7.10. Гармоническая пульсация 218 7.11. Родство тональностей 219 7.12. Модуляция 222
7.12.1. Образец модуляции в связующей партии 223
7.12.2. Образец модуляции в разработке 227 8. Линеарная гармония 8.1. Линеарность и гармония. Линеарные тоны 229 8.2. Линеарные формы 230 8.3. Педаль и остинато 232 8.4. Проходящие аккорды 234 8.5. Вспомогательные аккорды 234 8.6. Задержания. Апподжиатуры 236 8.7. Аккорд-предъем 236 8.8. Дублировки 237 8.9. Линеарность и ладообразование. Искусственные модусы (ИМ). «Остинатная тональность» 239 9. Полифоническая гармония 9.1. Терминологические уточнения 241 9.2. Специфика полифонической гармонии. Ладовые комплексы 242 9.3. Гармония вертикальных комплексов 245 9.4. Контурное двухголосие 247 9.5. Роль прямых линий 249 9.6. Полигармонический контрапункт 250 9.7. Гармония вне аккорда 252 10. Дополнительный конструктивный элемент гармонии 10.1. Логическая связность в гармонии и имитация ЦЭ 254 10.2. Формы ДКЭ. ДКЭ и микросерийность 256 10.3. Искусственные модусы с ДКЭ 259 10.4. Гармоническая функциональность 261 11. Техника центрального созвучия 11.1. От ДКЭ к центральному созвучию (ЦС) 263 11.2. Развивающая вариация 264 11.3. Логика развития гармонической структуры. Формообразование 264 11.4. От ЦС к микросерии 269
Практические работы. Задания 5 – 16 Задание 5 272 Задание 6 280 Задание 7 288 Задание 8 296 Задание 9 308 Задание 10 321 Задание 11 330 Задание 12 333 Задание 13 342 Задание 14 351 Задание 15 362 Задание 16 363
III. МОДАЛЬНОСТЬ 12. Натуральные лады диссонантной основы 12.1. Новые ритмы – новые гармонические формы. Нейтрализация диссонанса 371 12.2. Тематическая гармония 377 12.3 Фактурный склад 377 13. Симметричные лады диссонантной основы 13.1. Симметрия – в ладе и в ритме 377 13.2. Мелодика и аккордика. Статус диссонанса 380 13.3. Фактура. Дублировки 381 13.4. Ладовое развитие и музыкальная форма. Транспозиция, мутация, метабола 381 13.5. Модальная функциональность. От звукоряда к микросерии 382 14. Полимодальность 14.1. Соотношение полимодальных субструктур. Гармоническая функциональность 383 14.2. Полимодальность – вид двенадцатитоновой музыки 383
Практическая работа Задание 17 386
IV. ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 15. Общие принципы анализа гармонии ХХ века 15.1. К методике анализа 388 15.2. Проблема фиксации результатов анализа 390 15.3. Процедура анализа 391
Дополнительная литература 398
Семестр IV
Раздел V V. ДВЕНАДЦАТИТОНОВОСТЬ. ГЕМИТОНИКА 16. Двенадцатитоновая гармония 16.1. Понятие и систематика двенадцатитоновости 399 16.2. Из истории двенадцатитоновой музыки 400 16.3. Двенадцатитоновые ряды (додекаряды) 402 16.4. Симметричные лады. «Лады Яворского» 403 16.5. «Синтетаккорды» Скрябина – Рославца 405 16.6. Тропы Хауэра 406 16.7. Двенадцатитоновые аккорды (додекаккорды) 410 16.8. Двенадцатитоновые поля. Свободная гемитоника 411 16.9. Серийная двенадцатитоновость – додекафония 412 16.10. Серия 413 16.11. Формы серии. Нотация 414 16.12. Интонационное содержание и структура серии 416 16.13. Серийный модус 418 16.14. Как отыскать серию в сочинении 419 16.15. Фиксация элементарного серийного анализа 420 16.16. Серия и тематизм 423 16.17. Ритм и метр 425 16.18. Серийные ряды 426 16.19. Серийное родство 426 16.20. Выбор серийных рядов. Серийная диспозиция 429 16.21. Колейность 430 16.22. Сложение ткани. Додекафонный склад. Голоса серийные и фактурные. Серийная мелодика 431 16.23. Ротация. Пермутация. Интерполяция. Интерверсия. Трансформация производные ряды 432 16.24. Организация гармонической вертикали. Конкорды. Тематическая гармония. Свободная вертикаль 434 16.25. Модальность и тональность в серийной гармонии. Центральные тоны 438 16.26. Проблема тональных форм в додекафонии 442 16.27. Песенные формы. Додекафонный период. Большое предложение. Каденции 443 16.28. Песенная форма (Liedform), двухчастная и трехчастная 446 16.29. Тема с вариациями 449 16.30. «Модуляция»? 450 16.31. Малое рондо (форма трехчастная с переходами, или форма адажио, форма анданте) 453 16.32. Сонатная форма 454 16.33. Циклические формы 454 16.34. Каноны 456 16.35. Фуга 457 16.36. Индивидуальные формы, индивидуальный проект (ИП) 457 16.37. Додекафония Веберна. Путь к сериализму 460 16.38. Двенадцатитоновость после Веберна. Серия – интонационный источник 464 16.39. Двенадцатитоновость в джазе. Джаз в двенадцатитоновости 465 16.40. Многомерная серийность – сериализм 467 16.41. Дальнейшая эволюция двенадцатитоновости 472
Дополнительная литература 473
Практические работы. Задания 18 – 22 Задание 18 474 Задание 19 480 Задание 20 488 Задание 21 492 Задание 22 509
VI. ДРУГИЕ ТЕХНИКИ 17. «Атональность» – новая тональность 17.1. Термин-недоразумение? 512 17.2. Атоникальность в тональной форме 516 17.3. Виды центричных и ацентричных структур 517
17.3.1. Одноцентровые 518
17.3.2. Переменно-тональные 518
17.3.3. Переменность «атоникальность – тоникальность» 519
17.3.4. Переменность «тоникальность – атоникальность» 519
17.3.5. Ацентричность 520 17.4. Действие пантональности 523 18. Сонорная гармония 524 18.1. Звучность как элемент гармонии. Сонор 525 18.2. Новая музыка – новый ритм 526 18.3. Классы сонорных явлений: колористика – сонорика – сонористика 528 18.4. Колористика 530 18.5. Сонорика 530 18.6. Параметры и формы сонорного материала 532
18.6.1. Градация параметров высотного поля 532
18.6.1.1. Градация ширины высотного поля 532
18.6.1.2. Градация длины высотного поля 533
18.6.1.3. Градация плотности высотного поля 534
18.6.2. Взаимодействие сонорно-структурных линий 535 18.7. Экспрессия сонорного интонирования. Проблема формы 536 18.8. Пример сонорики 538 18.9. Методы развития музыкальной формы 541 18.10. Драматургия и музыкальная форма 542 18.11. Сонористика 543 18.12. Искусство художественных звуков на грани звуков жизни («конкретной музыки») 544 19. Микрохроматика. Экмелика 19.1. Спиральный виток истории музыкальной интонации 545 19.2. Род и лад. Диссонанс строя 546 19.3. Микротоны на слух. Ступени и мелизматика 547 19.4. Виды микрохроматики. Нотация 548 19.5. Выразительность микрохроматики и экмелики 550 19.6. Микрохроматика и тоновая музыка 550 20. Смешанные техники 20.1. Художественный плюрализм 551 20.2. Политехника 553 20.3. Свободная техника 559
Дополнительная литература 560
Практические работы. Задания 23 – 32 Задание 23 562 Задание 24 569 Задание 25 575 Задание 26 583 Задание 27 588 Задание 28 591 Задание 29 594 Задание 30 597 Задание 31 600 Задание 32 604
ПРИЛОЖЕНИЕ: Образцы экзаменационных требований 607
1. Темы для прелюдий 607
2. Экзаменационные вопросы 611
3. Произведения для анализа 612
4. Примерные темы для курсовых работ 613