В книге рассматриваются исторические закономерности композиционные особенности классико-романтического фортепианного концерта и других фортепианно-оркестровых произведений в сопоставлении с жанром симфонии.
Издание адресовано музыкантам-профессионалам и любителям музыки.
От автора 3
Глава 1. Постановка проблемы. Научная методология работы. Обзор литературы 7
1. 1. Общее состояние исследований музыки для фортепиано с оркестром 7
1. 2. Концерт и симфония: проблемы сравнительного анализа 14
1. 3. Фортепианный концерт и проблема диалогичности 32
Глава 2. Исторические константы музыкального произведения для фортепиано для фортепиано с оркестром 47
2. 1. Общие историко-смысловые закономерности в музыкальном произведении для фортепиано с оркестром 47
2. 1. 1. Русские черты европейского музыкального жанра 53
2. 1. 2. Трехуровневая система историко-художественных смыслов фортепианно-оркестровой композиции 61
2. 1. 3. Предпосылки акмеологического потенциала фортепианно-оркестровой композиции 66
2. 2. Персоналия фортепианно-оркестровой композиции 69
2. 2. 1. Бах 69
2. 2. 2. Моцарт 78
2. 2. 3. Бетховен 84
2. 2. 4. Шопен, Лист и Шуман 94
2. 2. 5. Брамс 104
2. 2. 6. Чайковский 110 2. 2. 7. Рахманинов и Скрябин 118
2. 2. 8. Вместо заключения: Гершвин 126
Глава 3. Композиционные константы фортепиано-оркестрового произведения 134
3. 1. Постановка вопроса и предварительные обобщения 134
3. 2. 1. Формы медленных частей в концерте и симфонии 144
3. 2. 1. 1. Моцарт 144
3. 2. 1. 2. Бетховен 149
3. 2. 1. 3. Шопен 155
3. 2. 1. 4. Мендельсон 160
3. 2. 1. 5. Брамс 164
3. 2. 1. 6. Сен-Санс 168
3. 2. 1. 7. Чайковский 174
3. 2. 1. 8. Рахманинов 177
3. 2. 2. Формы финальных частей в концерте и симфонии 190
3. 2. 2. 1. Моцарт 190
3. 2. 2. 2. Бетховен 196
3. 2. 2. 3. Шопен 201
3. 2. 2. 4. Мендельсон 208
3. 2. 2. 5. Брамс 211
3. 2. 2. 6. Сен-Санс 214
3. 2. 2. 7. Чайковский 225
3. 2. 2. 8. Рахманинов 238
3. 3. Константность тональностей и тонально-гармонических отношений как фактор жанровой специфики в музыкальном произведении для фортепиано с оркестром 251
3. 3. 1. Постановка вопроса и предварительные обобщения 251
3. 3. 2. Константные тональные отношения в архитектонике музыкального произведения для фортепиано с оркестром 254 3. 3. 3. Предпочитаемые фортепианно-оркестровые тональности 271
3. 3. 4. Специфические гармонические формулы и жанрово-характерные аккорды как свернутые формы предпочитаемых тональных отношений в фортепианно-оркестровой музыке 284
3. 4. Вместо заключения: целостное музыкальное произведение как константа. Два великих до-минорных концерта: Бетховен и Рахманинов 303 Заключение 319
Приложения 333 Приложение № 1 (Схемы) 334 Приложение № 2 (Примеры) 389 Использованная литература 409