Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток – Русь – Запад. (Гимнология. Вып. 5)
Составители: Н. Г. Денисов, И. Е. Лозовая (отв. ред.).
Сборник составлен по материалам международной научной конференции «Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток – Русь – Запад», которая проводилась Научно-исследовательским центром церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского в Московской консерватории в 2005 году.
В сборник вошли статьи отечественных и зарубежных исследователей, посвящённые различным аспектам богослужебного певческого искусства. В нём затронуты вопросы истории и теории древних и современных певческих традиций стран византийского церковного обряда и Западной Европы.
Miloš Velimirovič (USA, Charlottesville) Some new ideas about interpretation of neumes 8
Елена Коляда (Россия, Москва) Трансмиссия традиций чтения Священного писания: Восток – Запад – Русь (опыт компаративного анализа) 14
Римма Поспелова (Россия, Москва) Дифференция как ладовая категория в трактате «Commentum super tonos» 25
Даница Петрович (Сербия, Белград) Сербское церковное пение: мелодические варианты в устном и письменном предании 39
Галина Пожидаева (Россия, Москва) Кондакарная нотация как основа музыкальной письменности древнерусского пространного пения и проблема ее прочтения 48
Наталья Серёгина (Россия, Санкт-Петербург) Кондаки святому Клименту: к вопросу об особенностях кондакарного музыкального формообразования 70
Зивар Гусейнова (Россия, Санкт-Петербург) Нотированные рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века 85
Нина Захарьина (Россия, Санкт-Петербург) Древнерусская певческая книжность в её отношении к певческой практике 98
Оксана Живаева (Россия, Москва) Гласовая древнерусская псалмодия: уставные предписания и певческая практика 107
София Тутолмина (Россия, Сантк-Петербург) Формирование певческого реперуара Триоди в древнерусской рукописной традиции 114
Анна Аревшатян (Армения, Ереван) Мартирология и гимнология: загадка «дарцвацка» четвёртого побочного гласа армянского Октоиха 124
Ирина Лозовая (Россия, Москва) О свидетельствах устной певческой практики в письменных источниках 133
Николай Парфентьев (Россия, Челябинск) Структурно-формульный метод исследования произведений древнерусского музыкально-письменного искусства 145
Наталья Парфентьева (Россия, Челябинск) Теоретические основы творчества мастеров древнерусского певческого искусства (на примере произведений Московской и Усольской школ) 153
Ольга Тюрина (Россия, Москва) Цикл стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям конца XV – середины XVII века 171
Наталья Ефимова (Россия, Москва) Западный Октоих. Два взгляда на проблему ладовой классификации певческого канона 177
Юлия Москва (Россия, Москва) Трансмодализация как феномен григорианского хорала 184
Елена Шевчук (Украина, Киев) Раздельноречие в аспекте связи южнославянской и восточнославянской певческих традиций 205
Юрий Ясиновский (Украина, Львов) Два канона Рождеству Христову в украинско-белорусских нотолинейных Ирмологионах 219
Лариса Густова (Беларусь, Минск) Супрасльская редакция русского богослужебного канона в первой половине XVI века 232
Нина Герасимова-Персидская (Украина, Киев) Неизвестное произведение Н. Дилецкого и проблема авторского стиля 242
Марсель Перес (Франция, аббатство Муасак) Исполнение музыки старинных школ в свете устных традиций и необходимость переоценки историографического инструментария 255
Ирина Старикова (Россия, Москва) Певческие указания Всенощного бдения согласно уставам XVII – XX веков и старообрядческая практика 274
Николай Денисов (Россия, Москва) Устные традиции пения казаков-некрасовцев 280
Михаил Фортунато, протоиерей (Великобритания, Лондон) Церковное творчество А. В. Кастальского в исполнении М. И. Феокритова 288
Наталья Балуева (Россия, Кострома) Взаимодействие церковного распева с богослужебным языком в «английских» переложениях протоиерея Михаила Фортунато 298
Татьяна Рудиченко (Россия, Ростов-на-Дону) Особенности трансляции и воспроизведения текстов в казачьей певческой традиции и практика пения на глас 315
Ирина Дынникова (Россия, Москва) Интерпретация песнопений знаменного роспева в исполнительской практике старообрядческого Морозовского хора 325