Учебник гармонии для теоретических отделений средних учебных музыкальных заведений. Основывается на традициях школы П. И. Чайковского. Распределение материала соответствует курсу гармонии, который проходится в музыкальных училищах. Первое издание вышло в 1980 году.
Предисловие 3
Глава первая. Введение
§ 1. Предмет гармонии 7
§ 2. Аккорд 9
§ 3. Мелодия и гармония 11
§ 4. Четырехголосный склад 13
Глава вторая. Трезвучия
§ 1. Трезвучия в четырехголосном складе 15
§ 2. Виды взаимодействия голосов 16
§ 3. Соединение трезвучий в мажоре 17
§ 4. Перемещение 20
§ 5. Гармонизация баса трезвучиями в мажоре 21
§ 6. Менее употребительные способы соединения трезвучий 23
§ 7. Особенности соединения трезвучий в миноре 24
§ 8. Функциональная логика мажора 27
§ 9. Функциональная логика минора 30
§ 10. Ладовая переменность 31
§ 11. Гармоническое содержание периода 34
§ 12. Гармонизация мелодии трезвучиями 35
§ 13. О секвенциях. Тональные секвенции 39
Глава третья. Обращения трезвучий
§ 1. Секстаккорды 44
§ 2. Об удвоениях в аккордах 45
§ 3. Секстаккорды с удвоенной примой или квинтой 47
§ 4. Соединение секстаккордов между собой и с трезвучиями
§ 5. Секстаккорды с удвоенной терцией 51
§ 6. Голосоведение при использовании секстаккордов 54
§ 7. Квартсекстаккорды 57
Кадансовый квартсекстаккорд 57
Проходящие квартсекстаккорды 61
Вспомогательные квартсекстаккорды 64
Глава четвертая. Септаккорды и нонаккорды
§ 1. Общая характеристика септаккордов 68
§ 2. Доминантсептаккорд (D7) 72
§ 3. Разрешение доминантсептаккорда 76
§ 4. Обращения доминантсептаккорда 78
§ 5. Проходящий терцквартаккорд 80
§ 6. Проходящие аккорды между обращениями D7 81
§ 7. Особые случаи разрешения D7 и его обращений 83
§ 8. Вводные септаккорды 88
§ 9. Разрешение септаккорда VII ступени 89
§ 10. Обороты с проходящими аккордами между обращениями VII7 91
§ 11. Нонаккорд V ступени 93
§ 12. Септаккорд II ступени 95
§ 13. Разрешение II7 и его обращений 97
Разрешение непосредственно в тоническое созвучие 97
Разрешение через аккорды группы D 99
§ 14. Обороты с проходящими аккордами между обращениями II7 102
§ 15. Участие септаккордов II и VII ступеней в оборотах переменного лада 103
§ 16. Септаккорды I, III, IV, VI ступеней мажора и минора, V и VII ступеней натурального минора 104
§ 17. Разрешение септаккордов 106
Переход в трезвучия и их обращения 106
Переход в другие септаккорды и их обращения 113
§ 18. Септаккорды в тональных секвенциях 115
§ 19. Свободное использование септаккордов 116
§ 20. Нонаккорды 119
Глава пятая. Альтерация аккордов субдоминантовой группы
§ 1. Общее понятие об альтерации 121
§ 2. Альтерации, характерные для аккордов группы S 123
§ 3. Альтерированные аккорды группы S, включающие IV повышенную ступень 124
§ 4. Двойная доминанта 129
§ 5. Голосоведение при использовании аккордов альтерированной субдоминанты 130
§ 6. Функциональное положение альтерированной субдоминанты 131
§ 7. Разрешение аккордов альтерированной субдоминанты 132
Непосредственное разрешение в тонические созвучия 132
Разрешение через аккорды группы D 133
§ 8. Внутрифункциональное частичное разрешение альтерированных субдоминант. Дезальтерация 137
§ 9. Аккорды с увеличенной секстой 138
§ 10. Альтерированные аккорды группы S, не включающие IV повышенную ступень 140
Секстаккорд II низкой ступени 140
Квинтсекстаккорд II ступени с повышенной примой 145
Глава шестая. Отклонения и модуляции. Степени родства тональностей
§ 1. Общие сведения о модуляции и взаимоотношении тональностей 148
§ 2. Степени родства тональностей 149
§ 3. Виды модуляций 153
§ 4. Отклонения в тональности 1-й степени родства 157
§ 5. Отклонения через побочные D 158
Отклонения через доминантсептаккорд 158
Отклонения через вводный септаккорд 162
§ 6. Отклонения через побочные S 163
§ 7. Отклонения без участия тоники новой тональности 166
§ 8. Отклонения и ладовая переменность 169
§ 9. Модуляции в тональности 1-й степени родства (общая характеристика) 170
§ 10. Модуляции в тональности 1-й степени родства с помощью посредствующего аккорда 170
§ 11. Модуляции в тональности 1-й степени родства с включением промежуточных отклонений 174
§ 12. Смысловое значение отклонений и модуляций 177
§ 13. Постепенная модуляция в более отдаленные тональности 181
§ 14. Модулирующая секвенция 185
§ 15. Разновидности модулирующих секвенций 186
Глава седьмая. Неаккордовые звуки. Органный пункт
§ 1. Общая характеристика неаккордовых звуков 192
§ 2. Задержания 192
§ 3. Приготовленные и неприготовленные задержания 194
§ 4. Разрешение задержаний 195
§ 5. Восходящие и нисходящие задержания 196
§ 6. Особенности голосоведения при использовании задержаний 197
§ 7. Сложные задержания 202
§ 8. Особые формы задержаний 204
§ 9. Выразительные возможности задержаний 208
§ 10. Проходящие звуки 211
§ 11. Сложные проходящие звуки 214
§ 12. Вспомогательные звуки 216
§ 13. Особые формы вспомогательных звуков 218
§ 14. Предъем 221
§ 15. Проходящие и вспомогательные созвучия 222
§ 16. Неаккордовые звуки второго порядка 229
§ 17. Органный пункт 230
§ 18. Техника использования органного пункта 243
Глава восьмая. Альтерация аккордов доминантовой группы
§ 1. Альтерации, характерные для аккордов группы D 247
§ 2. Аккорды альтерированной D 247
§ 3. Голосоведение при разрешении аккордов альтерированной D 251
§ 4. Многозвучные альтерированные доминанты 252
§ 5. Выразительные возможности альтерированных гармоний 257
Глава девятая. Внезапная модуляция
§ 1. Виды внезапной модуляции 262
§ 2. Активный и пассивный энгармонизм 266
§ 3. Энгармонизм уменьшенного септаккорда. Положение уменьшенного септаккорда в тональности 267
§ 4. Модуляция через энгармонизм уменьшенного септаккорда 270
Модуляция через вводный в Т последующей тональности 271
Модуляция через вводный в D последующей тональности 273
Модуляция через вводный в S последующей тональности 277
§ 5. Модуляция через энгармонизм доминантсептаккорда (аккордов с увеличенной секстой) 278
§ 6. Образно-смысловое значение энгармонической модуляции. Место энгармонической модуляции в музыкальной форме 282
§ 7. Модуляция через энгармонизм увеличенного трезвучия 288
§ 8. Прочие аккорды в энгармонической модуляции 292
§ 9. Эллипсис и эллиптическая (мелодико-гармоническая) модуляция 292
Внутритональный эллипсис 293
Модулирующий эллипсис 295
§ 10. Мелодическая модуляция 298
§ 11. Сопоставление 299
Глава десятая. Мажоро-минор
§ 1. Общая характеристика 301
§ 2. Основные этапы становления одноименного мажоро-минора 302
§ 3. Терминология и обозначения, связанные с аккордикой мажоро-минора 308
§ 4. Функциональная логика в условиях мажоро-минора 309
§ 5. Отклонения и модуляции в условиях мажоро-минора 312
§ 6. Аккорды параллельного мажоро-минора 315
§ 7. Выразительные возможности мажоро-минора 319