М. Воинова, Е. Кривицкая. Редакционная коллегия: Т. Бочкова, М. Воинова, Е. Кривицкая, М. Моисеева, А. Петрова
Коллективный труд, созданный в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, представляет собой первое русскоязычное учебное пособие, посвященное всестороннему историко-теоретическому изучению основных вех развития органного искусства различных регионов и эпох. Авторы пособия – музыковеды, органисты-исполнители, научные, музейные работники и преподаватели из разных городов России, ближнего и дальнего Зарубежья. Данная работа носит практический характер и адресована широкому кругу читателей, интересующихся органной музыкой.
От редакторов 12
ГЛАВА 1
Германия
1. Старонемецкая музыкальная эпоха 17
Органостроение 18
2. Первые мастера. Органные школы и нотопечатные сборники 19
Конрад Пауман. «Buxheimer Orgelbuch» и «Fundamentum organisandi» 19
Арнольд Шлик. «Spiegel der Orgelmacher und Organisten» 22
Пауль Хофхаймер 26
Ганс (Иоганнес) Бухнер. «Fundamentum» 27
Нидерланды
1. Органостроение в XVI – XVII веках 31
2. Источники клавирной музыки 37
Англия
1. Об истории английского органа 43
2. Композиторы и жанры 48
3. Исполнительская практика 50
Франция
1. Органостроение на территории Франции в XIV – XV веках 53
2. Органная культура во Франции XVI века 55
Италия
1. Итальянский орган как феномен музыкальной культуры XVI века 60
Венецианское органостроение 62
Органостроение во Флоренции 64
Школа Антеньяти 65
Римское органостроение 66
Неаполитанские органы 68
2. Венецианская композиторская школа 68
Андреа Габриели 68
Клаудио Меруло (Мерлотти) 70
Джованни Габриели 71
Династия Каваццони 72
3. Композиторы Феррары 73
Жак Брюмель 73
Луццаско Луццаски 73
Эрколе Пасквини 73
4. Неаполитанская школа 74
Рокко Родио 75
Антонио Валенте 76
5. Вопросы исполнения. Трактаты 76
Адриано Банкьери «L’organo suonarino». «Conclusioni nel suono del organo» 76
Констнанцо Антеньяти. «L’Arte Organics» 77
Дж. Дирута. Диалог «Трансильванец» 78
Испания
1. Орган и органные школы в XVI веке 90
Каталонская школа 93
Кастильская школа 94
2. Принципы диспозиции испанского органа 95
3. Органная практика 99
Жанры 102
Органные табулатуры 105
4. Вопросы исполнения 107
Регистровки 107
Приемы игры 107
Артикуляция и аппликатура 108
Орнаментика 110
«Манеры» 113
ГЛАВА 2
Германия
1. Южнонемецкая школа
1. Органостроение 116
2. Вопросы исполнения 123
3. Иоганн Каспар Керль 126
4. Георг Муффат 129
5. Иоганн Якоб Фробергер 134
2. Центральная Германия
1. Династия братьев Кригеров 144
2. Иоганн Каспар Фердинанд Фишер 151
3. Иоганн Пахельбель 157
4. Иоганн Кунау 172
3. Северонемецкая органная школа 176
1. Органы Арпа Шнитгера 177
2. Дитрих Букстехуде 180
3. Младшие современники Букстехуде 197
Николаус Брунс 197
Винцент Любек 201
Георг Бём 201
Северные Нидерланды
1. Ян Питерсзон Свелинк и «Золотой век» нидерландского искусства 205
2. Органные династии и сборники 220
Корнелис Схаут 220
Флорис ван Адрихем 222
Хендерик Спей 222
Табулатура LyB7 224
Антони ван Нордт 226
3. Исполнительская практика 230
Англия
1. Органостроение 244
2. Репертуар 248
3. Вопросы исполнения 250
Франция
1. Жан Титлуз 253
2. Исполнительская практика и органостроение 256
3. Органная музыка середины XVII века: Луи Куперен и Франсуа Роберде 258
4. Эпоха Людовика XIV 260
5. Французская органная месса XVII века 261
6. Жанры и регистровки 263
7. Правила орнаментики 266
Италия
1. Органная традиция неаполитанской школы 270
Жан (Джованни) де Мак 270
Асканио Майоне 271
Джованни Мария Трабачи 273
2. Римская школа 276
Джироламо Фрескобальди 276
3. Композиторы Северной и Южной Италии 286
Микеланджело Росси 286
Бернардо Пасквини 286
Джованни Сальваторе 286
Доменико Циполи 287
Алессандро Скарлатти 288
4. Исполнительская практика 288
Испания
1. Развитие органостроения. Мастера 292
2. Сочинения для органа. Жанры 294
3. Регистровка 296
4. Некоторые аспекты исполнения 297
Некоторые аспекты музыкальной теории и практики XVI – XVIII веков
1. Темперация
1. Из истории темперации 299
Принципы классификации систем темперации 301
Терминология 301
2. Системы темпераций 302
Пифагорейская система 302
Среднетоновая (мезотоническая) темперация 303
Хорошо темперированные строи 310
Темперация Кирнбергера 310
3. К вопросу о баховской темперации 311
2. Basso continuo
1. Знаковая система генерал-баса 314
Терминология и нотация 314
Цифрованный бас: систематика сигнатур и их расшифровка 316
2. Некоторые исполнительские рекомендации 322
Инструментовка basso continuo 322
Разновидности аккомпанемента 325
Диапазон и звуковая плотность 325
Basso continuo на клавесине 326
3. Стилистические особенности basso continuo 330
Basso continuo раннего периода 331
Стиль basso continuo первой половины XVII века 333
Итальянский стиль 335
Французский стиль 336
Немецкий стиль 338
4. Таблица основных сигнатур 340
ГЛАВА 3
Германия
1. Иоганн Себастьян Бах
1. Органное творчество. Общая характеристика 344
2. Орган в жизни И. С. Баха 349
3. Третья часть «Клавирных упражнений» И. С. Баха в контексте музыкальной символики 361
О некоторых аспектах музыкальной эстетики И. С. Баха 361
Анализ композиции 364
Хоральные обработки 365
Четыре дуэта 379
Прелюдия и фуга Es-dur 382
4. К вопросу об интерпретации органных сочинений И. С. Баха 390
Выбор инструмента 390
Артикуляция и агогика 391
Аппликатура 395
Орнаментика 399
Регистровка 404
2. Георг Фридрих Гендель
1. Орган в жизни Генделя 410
2. Концерты для органа 411
3. Органы эпохи Генделя 414
3. На рубеже XVIII – XIX веков. Эпоха венских классиков
1. Культурно-исторический контекст 418
2. Инструментарий 419
3. Выдающиеся органисты классической эпохи 421
Иоганн Георг Альбрехтсбергер 421
Георг Йозеф Фоглер 422
Иоганн Вильгельм Гесслер 423
Юстин Генрих Кнехт 424
Иоганн Кристиан Генрих Ринк 424
4. Орган в творчестве венских классиков 425
Йозеф Гайдн 425
Михаэль Гайдн 427
Вольфганг Амадей Моцарт 428
Людвиг ван Бетховен 432
Франция
1. Органная культура эпохи рококо во Франции 437
Мишель Корретт 437
Луи Клод Дакен 438
Жан Франсуа д’Андрие 439
2. Эволюция органной музыки и органостроения во второй половине XVIII века 443
Испания
1. Испанская органная культура XVIII века. Общая характеристика 446
Себастьян де Альберо 448
Антонио Мартин-и-Коль 448
Хосе Элиас 449
Хоакин де Оксинагу 449
Фелис Максимо Лопес 449
2. Антонио Солер 449
Шесть концертов для двух органов 450
Шесть квинтетов для струнных и органа 453
Сочинения для органа соло 454
ГЛАВА 4
Германия
1. Немецкий органный романтизм 461
2. Феликс Мендельсон-Бартольди 465
Прелюдии и фуги ор. 37 469
Органные сонаты ор. 65 470
3. Роберт Шуман 479
Шесть фуг на имя ВACH ор. 60 480
Этюды и Эскизы для педального фортепиано ор. 56 и ор. 58 483
4. Иоганнес Брамс 486
Органное творчество. Художественные методы и жанры 489
Хоральные прелюдии 492
5. Йозеф Габриэль Райнбергер 499
Органные сочинения 500
«Райнбергеровский орган 504
Циклы миниатюр 505
6. Ференц Лист 507
Сочинения для органа 511
7. Юлиус Ройбке 521
8. Макс Регер 524
Органостроение эпохи Регера 528
Из истории автографов. Редакции и издания органных сочинений Регера 533
Вопросы исполнения органных сочинений Регера 535
Хоральная фантазия «Wachet auf, ruft uns die Stimme» ор. 52 № 2 541
Англия
1. Английский романтический орган 547
2. Репертуар 557
3. Регистровка 560
Франция
1. Орган во Франции на рубеже XVIII – XIX веков 562
Национальная Парижская консерватория. Школа Франсуа Бенуа 564
Школа Ж. Н. Лемменса 569
2. Французский симфонический орган 570
Аристид Кавайе-Колль 570
Принципы регистровки в середине XIX века 572
3. Французская органная музыка во второй половине XIX века 575
Камиль Сен-Санс 575
Сезар Франк 579
Шарль Мария Видор 589
Школа игры на органе Видора-Дюпре 592
ГЛАВА 5
Эволюция органостроения в ХХ веке
1. «Оrgelbewegung» 602
2. Пути модернизации органа в ХХ веке 608
Австрия и Германия
1. Первая половина ХХ века
1. Пауль Хиндемит 617
2. Франц Шмидт 629
3. Зигфрид Карг-Элерт 631
4. Арнольд Шёнберг 635
2. Вторая половина ХХ века
Вольфганг Штокмайер 639
Роберт М. Хельмшрот и Ханс Вюндерлих 640
Герд Цахер 640
Дитер Шнебель 641
Ханс Йохим Хеспос 642
Дьёрдь Лигети 643
Маурисио Кагель 644
Чехия
Петер Эбен 647
Франция
1. Шарль Турнемир 655
2. Луи Вьерн 657
Органная биография Вьерна 657
Органное творчество. Симфонии 659
Циклы программных пьес 660
Ученики Вьерна 664
3. Династия органистов и композиторов Ален 667
4. Органная музыка композиторов группы «Шесть» 670
Артур Онеггер 670
Дариус Мийо 672
Франсис Пуленк 673
5. Жан Лангле 674
6. Оливье Мессиан 681
Орган церкви св. Троицы 681
«Рождество Господне» 685
Органная месса на день Пятидесятницы 686
Бельгия
Анри Пуссер 692
Швеция
Бент Хамрёуз 697
Карл-Эрик Вейлин Велайн 699
Бо Нильсcон 699
Ян В. Мортинсон 700
Великобритания и США
Пауль Эйрз 702
Изабель Боулер 703
Джон Кейдж 705
Уильям Альбрихт 706
ГЛАВА 6
Россия и страны бывшего СССР
1. Россия
I. На рубеже XIX – ХХ веков
1. Класс органа Петербургской консерватории 708
Александр Глазунов 709
2. Органный класс Московской консерватории 712
3. Александр Гедике 714
Органное творчество 714
Гедике-педагог 721
4. Этапы становления советского органного искусства 728
Органная культура России в 1920-е – 30-е годы 728
Инструментарий в 1920-е–1930-е годы 732
Органные жанры в советской музыке 1930-х годов 734
II. Вторая половина ХХ века
1. Общие тенденции 738
2. Ленинград (Санкт-Петербург) и регионы 738
Сергей Слонимский 743
Борис Тищенко 744
Борис Гецелев 746
3. Органное творчество композиторов «Московской тройки» 747
София Губайдулина 747
Альфред Шнитке 749
Эдисон Денисов 750
4. Олег Янченко 751
5. Валерий Кикта 754
6. Юрий Буцко 755
7. Давид Кривицкий 756
8. Микаэл Таривердиев 757
9. Органные сочинения композиторов АСМ 758
Александр Вустин 758
Юрий Каспаров 759
Сергей Павленко 759
Игорь Кефалиди 760
10. Органное творчество композиторов русской диаспоры за рубежом 760
Сергей Дмитриев 760
Дмитрий Смирнов и Елена Фирсова 761
Виктор Суслин 762
11. Сочинения московских композиторов-органистов 762
12. Новые инструменты 764
2. Страны бывшего СССР
I. Закавказье 768
II. Украина 776
III. Узбекистан 778
IV. Беларусь 785
V. Прибалтика
1. Латвия
Орган в Латвии в XIII – XVI веках 795
Культурная, религиозная и музыкальная жизнь Латвии до XIX века 796
Музыкальная жизнь Латвии на рубеже XIX – XX веков 802
Латвия с 1918 по 1940 год 810
Латвия во второй половине XX столетия 811
2. Эстония
Орган в Эстонии в XIII – XVI веках 813
Культурная, религиозная и музыкальная жизнь Эстонии в XVII – XVIII веках 814
Эстония в XIX – начале XX века 817
Эстония с 1918 по 1940 год 822
Эстония в период с 1940 года до конца XX века 825
3. Литва
Орган в Литве в XIII – XVII веках 826
Орган в Литве в XVIII веке 828
Литва в XIX – XX веке 830