В работе впервые на русском языке рассмотрены своеобразные формы профессиональной импровизации в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения, роль импровизационных видов творчества в истории музыки, отношение музыкальных теоретиков к импровизации, дан экскурс в более позднее время вплоть до наших дней.
Введение 3
Импровизация в позднеантичной и григорианской традициях 6
Гвидо Д’Ареццо о принципе случайности 9
Образы импровизирующих ансамблей 13
«Пение над книгой» 16
Ренессансная импровизация и гуманисты 23
Sortisatio – «музыка случайностей» 26
Контрапункт alla mente и диминуция как «вертикальная» и «горизонтальная» разновидности импровизации 31
В поисках «золотого века» импровизации 57
Примечания 67
Список литературы 72