Книга впервые рассказывает о музыке Средневековья в целом как о менестрельной (жонглерской, шпильманской) культуре, основанной на устном профессионализме особого рода. Говоря о музыке, человек той эпохи пользовался словами «менестрельство», «жонглерство». Средневековью, как выяснилось, были неведомы наши сегодняшние специализации и понятия «композитор», «исполнитель», «произведение» и т. п. Поэтика творчества, инструментарий, язык, жизнь, обычаи средневековых музыкантов раскрыты в книге на подлинном историческом материале, с использованием старых текстов и нотированных памятников.
Предназначается для музыкантов, а также гуманитариев любого профиля, интересующихся историей культуры.
От автора VII
Введение. Забытая культура 1 Музыкальная историография и народная культура (1) Устность и письменность. Навык и «вещь» (9) К проблеме менестрельной культуры. Исторический расклад (16)
Глава первая. Музыкальный профессионализм средневековья: призвания и названия 22 Средневековые артисты и фольклор (22) Устный профессионализм в средние века (25) Артистические профессии Средневековья (27) Один артист – два прозвания: «жонглер» и «менестрель» (34) Каста «трубадуров»: миф или реальность? (38)
Глава вторая. Художественный мир менестреля 52 Категории менестрельной культуры (52) Жонглерское разделение инструментария (61) Индивидуальность (64) Нонконформизм (69) Игра и игровая форма (73) Эпос и формульность (77) Мастерство (83) Жонглеры-«миксты», знаменитости (86)
Глава третья. Игрец и общество 91 Менестрель, вечный изгой (91) Как игрецу втянуться в общество (97) Международные странники (98) Городские пифары (106) Придворные менестрели (114) Независимые жонглерские братства (117)
Глава четвертая. Трактат о жонглерских жанрах 123 Иоанн де Грокейо и его трактат «О музыке» (123) Терминология Грокейо и менестрельная лексика (124) Жанровая классификация (126) Группа «кант» (128) Группа «шансон» (130) Неологизмы Грокейо (133) Грокейо об инструментальной музыке (141)
Глава пятая. Пространство инструментального музицирования 144 Классификация инструментов и медиевистика (144) Музыкальный инструмент в менестрельной поэтике: Арфа (147) Виела (149) Орган-портатив (151) Труба (152) Ударные инструменты (154) Флейта (157) Органистр (157) Волынка (158) Ансамбль менестрелей (159) Художественное пространство (168) Встречные консорты (174)
Глава шестая. Cantus publicus 178 Менестрель и нотопись (178) Музыка в искусстве эпоса (187) Жонглерский материал песенных памятников (190) «Коронованное» пение менестрелей (197) Варианты монодии (200) Инструментальное солирование (205) Жонглерское многоголосие (209)
Глава седьмая. Chanson rustique – менестрельная песня 214 Что за пара: chanson musicale – chanson rustique? (214) Сборники менестрельных песен (217) Песни рукописи Байе: фабульный и жанровый рельеф (220) Рефрены и ритурнели в жонглерском вкусе (222) Вокализы (227) Симптомы устности: вариантность (232)
Заключение. Реликты жонглерства 239 Примечания 247 Указатель заголовков и инципитов на языке оригинала 308 Глоссарий 315 Библиографическое приложение 318 Иконографическое приложение 342 Перечень иллюстраций с пояснениями 357 Summary 359