Автор монографии, известный музыкальный деятель и оперно-симфонический дирижер, обсуждает актуальные проблемы в сфере музыкального искусства и образования. Содержание книги раскрывается в двух взаимосвязанных планах. Первый из них представляет собой анализ и оценку непростых, порой противоречивых ситуаций при создании новых учреждений культуры и искусства. Второй план – рекомендации и советы молодым менеджерам, готовящимся инициативно действовать на ниве строительства художественной культуры в новых социально-культурных и экономических условиях современной России.
Издание может служить учебным пособием при подготовке и повышении квалификации руководящих работников и специалистов в вузах искусства и культуры, а также для их самообразования.
Введение 5
Как нередко возникает кризис управления (из истории Магнитогорского музыкального училища) 9
О пользе критического мышления менеджера (к вопросу о профессиональной инфраструктуре музыкальной культуры города) 21
Феномен: консерватория в необластном городе (о тактике культурного созидания) 33
Некоторые секреты стимулирования личностного роста музыкантов-педагогов (о создании аспирантуры и диссертационного совета в молодом музыкальном вузе) 53
«Кадры решают все»: о методах формирования коллектива музыкального вуза 68
Как заслужить доверие людей, или Невыдуманная история о создании специальной музыкальной школы 73
Благословен, кто строит дом (как построить школу без денег) 81
Как из конфликта в сфере культуры извлечь пользу (к истории о смене владельца Домов музыки) 88
Несколько секретов менеджмента в сфере культуры 99
Что важнее: идеи или деньги? 117
Магнитогорское телевидение: еще один феномен провинциальной культуры 124
Как власти ГДР дарили, а магнитогорские отцы города принимали орган (забавная история) 130
Как создать оперный театр 137
Художник и власть: жизненные перипетии 152
Незавидные судьбы чиновников от культуры (галерея портретов) 164
Война топ-менеджеров 175
О нетипичных способах решения непростых проблем в Москве 183
Маркетинг и слушатель 198
К типологии управленческой деятельности 215
Таблица типов культуры управления 230
Роstscriptum. Информация к размышлению 232
Вместо заключения. Чему коллектив учит менеджера (о людях, которым я многим обязан) 237
Об авторе и его книге 253
Приложение: Фотографии и документы 255