Исследование «Романтический программный симфонизм» посвящено проблемам и художественным достижениям программной музыки эпохи романтизма. Сравнительно-исторический анализ показывает, что именно эта эпоха способствовала наиболее яркому проявлению принципа программности в музыке, а произведения для оркестра отразили его с наибольшей полнотой. Это позволяет, в свою очередь, поставить и попытаться разрешить на данном музыкальном материале ряд теоретических проблем программной музыки.
Автор выдвигает положение о триединстве программного замысла, декларированной композитором программы, и специфических средств музыкального воплощения в произведениях, программных в полном смысле слова. Исторический аспект исследования выявляет роль и место романтического программного симфонизма в истории программной музыки. Книга предназначена музыковедам, исполнителям, может быть использована в учебном процессе музыкальных вузов и училищ, а также будет интересна любителям музыки.
От автора 3
Предисловие ко второму изданию 7
Введение 9
1. Что такое программная музыка? Ее различные определения 10
2. Типически выраженный программный инструментализм в системе инструментальной музыки 18
3. Программный замысел и его типические особенности 20
4. Тема, идея, сюжет, программная концепция 26
5. Программный замысел и объявленная программа. Основные виды программных пояснений 28
6. Музыкально-образное воплощение программного содержания 30
7. Воплощение программного содержания в масштабах целого произведения 43
Глава первая. О некоторых исторических предпосылках романтической программности 48
1. Программные тенденции в народной и профессиональной музыке далеких эпох 48
2. От позднего средневековья к XIX веку 49
3. В преддверии романтического программного симфонизма. Французская революция и творчество Бетховена. Значение бетховенского симфонизма для развития программного симфонизма романтиков 59
Глава вторая. Романтический программный симфонизм и начальные этапы его развития 74
1. Расцвет музыкальной программности как объективная закономерность музыкально-исторического развития в XIX веке 74
2. Ранние романтики. Первые шаги романтического программного симфонизма 78
3. Период утверждения и интенсивного развития романтического программного симфонизма (30 – 40-е годы). Немецкая и французская школы 89
Глава третья. 50-е – 60-е годы. Роль Листа и Вагнера в дальнейшем обогащении программно-симфонической музыки 140
1. Программный симфонизм Листа 141
2. Роль оперного симфонизма Вагнера 166
Глава четвертая. Три последние десятилетия XIX и начало XX века 175
1. Французская школа 176
2. Немецкая и Австрийская музыка. Рихард Штраус 187
3. Русская школа 200
4. Чешская школа 203
5. Венгрия, Норвегия, Финляндия 213
Глава пятая. Романтический программный симфонизм как целое – в его типических проявлениях 217
1. Определяющие моменты содержания. Темы, идеи, сюжеты, отражение в них романтических устремлений 217
2. Различные виды объявленной программы, разветвленная система авторских пояснений 226
3. Образное воплощение программного содержания 228
4. Воплощение программного замысла в масштабах целого произведения 235
Глава шестая. Романтический программный симфонизм и развитие программно-инструментальной музыки XX столетия 239
1. Судьба романтического программного симфонизма на рубеже столетий. Антиромантические и антипрограммные устремления композиторов новых поколений 239
2. О некоторых характерных проявлениях программного принципа в музыке XX века 244
3. О некоторых чертах тематики и методов музыкального воплощения в программном симфонизме XX века 252